КАК ВЫБИРАТЬ ПРОФЕССИЮ И ВУЗ
1. Александр Сергеевич, как Вы считаете, каким путем надо двигаться абитуриенту в поиске нужного вуза?
— Лучше полагаться на свои приоритеты и пристрастия. Слушать родителей, конечно, нужно, но собственное мнение — самое важное. Думаю, что ошибиться в поисках будущей профессии не очень страшно. По статистике, примерно 7 % людей несколько раз меняют профессию на протяжении жизни. Я сам из их числа: окончил технический вуз, потом пошел по гуманитарной стезе. Все, что должны сделать родители, — это помочь ребенку максимально выявить его природные способности и постараться помочь их реализовать. Человеку важно найти себя.
2. Знакомы с университетом уже несколько лет. Дочь знакомых закончила ваш университет и получила сразу два диплома: конфликтолога и экономиста. Огорчились, что сейчас такой программы нет. Вот теперь думаем, куда пойти: на конфликтолога или на юриста? Как бы Вы поступили?
— Не обижайтесь, но ответ на заданный вопрос должен дать ваш ребенок. Нужно выбирать по душе. Кстати, можно потом перевестись внутри вуза без потери года. Это нормально, так что уж слишком бояться ошибиться не стоит. Второй диплом о дополнительной квалификации — переводчика в профессиональной сфере — у нас и сейчас можно получить. Действительно, вам есть над чем поразмышлять.
3. Должна ли влиять на выбор специальности мода?
— В определенной степени влияет. Общественное мнение играет свою роль, и в какие-то периоды популярны одни профессии, а потом другие. Однозначно заявить, что и через 4–5 лет модная сегодня профессия будет востребованной на рынке труда и сможет обеспечить обладателю престижного образования безбедное существование, вряд ли кто возьмется.
Работодатель ищет специалиста, предлагая название специальности. Принимает на работу по резюме и личному впечатлению, а оставляет на работе или увольняет, глядя на результаты. В конечном счете, если у человека модная специальность, а работает он плохо, мода — не помощник. А потом и мода проходит. Вот почему при выборе профессии нужно ориентироваться на интересы и интеллектуальные возможности абитуриента.
Образование — это не изучение инструкций по исполнению производственных обязанностей, а развитие своих способностей. Успех — за фундаментально образованными людьми. Жизнь будет меняться. Задача молодежи — получить серьезное образование, научиться добывать знания и встраиваться в любую ситуацию в стране.
4. Какие преимущества получает абитуриент, поступающий в петербургский вуз на дневное отделение?
— Культурная столица может дать много полезного. Ведь трудоустройство и карьерный рост только процентов на сорок связаны с тем, как студент прослушал лекции. Остальные 60 % определяются деловыми и человеческими качествами, воспитанием, общекультурным развитием. А для такого развития возможностей в Петербурге очень много.
5. На какую специальность лучше поступать в вашем университете, чтобы потом получать хорошую зарплату?
— На ту, к которой есть способности у абитуриента. На ту, к которой у юного человека душа лежит. Нелюбимой профессией на жизнь хорошо не заработать.
6. Какая специальность в вашем вузе самая востребованная?
— У нас востребованы выпускники всех специальностей. А выбирать специальность надо не самую востребованную, а ту, к которой у вас есть склонность. Ту, где ваши способности раскроются наиболее полно. Вот это — путь к успеху и счастью. К примеру: одна из победительниц нашего конкурса «Ум + Красота» могла выбрать любую специальность и выбрала самую дорогую и самую «востребованную» — юриспруденцию. Теперь какой-то ерундой приторговывает. А талант у нее был для актерской сферы или работы по связям с общественностью. Эта «умница» себе просто жизнь сломала. А могла бы блистать.
7. Можно ли с дипломом вашего университета устроиться за границей, например в Германии?
— Можно, но нужно ли? Наши выпускники имеют очень хорошие возможности в России. Гораздо лучшие, чем у россиянина в Германии. А если стартовые условия лучше здесь — зачем ехать туда? Сколько мы ни отправляем студентов на стажировки в США и ЕС — никто там никогда не остается.
8. Мы очень переживаем за будущее ребенка и хотели определить его в хороший вуз для получения достойного образования, которое бы котировалось на рынке. Нас смущает то, что данный вуз негосударственный, хотя во всем остальном он нас устраивает. Скажите, стоит ли переживать родителям по этому поводу?
— А какая вам, собственно, разница, если у нас практически все показатели работы лучше, чем у государственных вузов, и диплом мы выдаем государственный? К тому же у нас лучшее в Петербурге трудоустройство выпускников. В чем у вашего ребенка может быть проблема?
9. Александр Сергеевич! Предлагали ли Вам, например Путин, Медведев, Шмаков, передать СПбГУП под государственное крыло?
— Нет. И нам это не нужно. У нас очень хороший учредитель. Реально — лучший в России.
10. Мы семья врачей из далекой Сибири. Сын заканчивает школу в этом году, учится хорошо. Конечно, боимся так далеко отправлять из дома, но коллеги по работе очень рекомендовали ваш университет. Скажите, «домашним» детям трудно адаптироваться в университете и вообще в Санкт-Петербурге?
— Трудно, конечно. Но дело того стоит, если ребенок хочет добиться в жизни чего-то значительного. Самостоятельно решать большинство своих текущих бытовых проблем в 17–18 лет очень полезно для собственного развития. Посмотрите справочник «Кто есть кто в Санкт-Петербурге». Процентов восемьдесят — иногородние по месту рождения.
В годы советской власти в нашем вузе было 99 % иногородних (по направлению профсоюзов). Последние 20 лет иногородних — две трети. Некоторые какое-то время плачут в подушку, скучают по маминой заботе и бабушкиным котлетам. Но потом адаптируются все.
11. Мы из Мурманска. Были у вас на дне открытых дверей, очень все понравилось. Уже и общежитие оплатили. Вот только сомнения до сих пор терзают: если можно в пять вузов документы подавать, стоит ли это делать, ну хотя бы для самоутверждения? Как быть? Может, Вы сомнения развеете?
— Есть вопросы, которые меня удивляют. Всегда стараюсь понять собеседников, но иногда не получается.
Если хотите самоутвердиться и это для вас способ — подайте документы в медицинский, инженерный, юридический, театральный… Если бы нашим начальникам доверили семьями руководить, они бы, наверное, быстро организовали ситуацию, при которой каждый впервые вступающий в брак подавал заявление на регистрацию одновременно с юношей, с девушкой, с усопшими гражданами и с группой веселых свингеров. А потом — интересно ведь посмотреть, «как оно сложится».
Чиновники уничтожили в стране профориентацию. А многим родителям лень разобраться, какой вуз обеспечит реализацию способностей их ребенку. Целое поколение родителей играет в лотерею: «Посмотрим, как повезет»…
12. Очень хочу учиться у вас в университете, но родители не разрешают, настаивают, чтобы я поступала в другой вуз, который сами заканчивали. Помогите, пожалуйста, их убедить. Ваш университет — это моя мечта.
— Вам стоит договориться с родителями самостоятельно. Ведь вы должны идти своей дорогой и отстаивать свой выбор. Наше дело — предоставить вам возможности для получения достойного образования. А ваша задача — преодолеть препятствия, трудности и это образование получить. Пора вам уже решать вопросы по-взрослому.
13. Всегда хотела учиться в вашем университете, целенаправленно готовилась к поступлению. Но сейчас, на финишной прямой, начала волноваться. Вы мне очень импонируете, поэтому хотелось бы узнать Ваше честное мнение. Я ответственная, активная, любознательная, этого не отнять, но очень стеснительная. Робею в коллективе. Боюсь большого города. Стоит ли с такими качествами пробовать себя в ГУП или лучше пойти в вуз попроще в своем родном городе?
— Думаю, вам стоит преодолеть себя. Тем более что обстановка в нашем студенческом коллективе весьма доброжелательная. Старшекурсники вам помогут обязательно. Да и риск небольшой. Вернуться к родителям всегда успеете. Хотя с нашими студентами такого почти никогда не случается.
14. Собираюсь поступать на журналистику, и мне хотелось бы узнать, где, на Ваш взгляд, интереснее работать: в газете, на телевидении или на радио?
— Это зависит от способностей человека. У разных журналистов — разные наклонности. Лично я работал во всех типах СМИ. Но так не у всех получается. К примеру, в советское время телевидение иногда приглашало блестящих журналистов из газет. А у них ничего в итоге не складывалось. По сути, речь идет ведь о существенно отличающихся методах творческой деятельности. Не все и не всем подходит.
15. Моя дочь поступает к вам на специальность «Реклама и связи с общественностью». Я человек уже в возрасте, а она мне не может объяснить, что это за специальность, где потом можно работать и нужны ли такие специалисты стране?
— Ужас, а не специальность. В годы нашей с вами юности такого не было. Помните, как все мы в очередях стояли? А теперь нас зазывают в магазины деньги тратить: «Покупайте пиво, оно вкусно и на цвет красиво!» Просто возмутительно. По телевизору про памперсы и тампаксы слышите, когда обедаете? Вот это все они, рекламщики, делают. Вредные люди. А им еще и деньги за подобное платят. И немалые. Мой сын наш вуз закончил. Этим же самым — рекламой — занимается. Я возмущен, а он деньги зарабатывает. Что поделать? Большой уже вырос. Даже не отлупить… В прошлом году конкурс на эту специальность был 126 человек на место. Ужас.
16. Что Вы посоветуете родителям абитуриентов?
— Первый совет. Не навязывайте детям собственный выбор профессии, внимательно отнеситесь к их интересам и способностям, помогайте двигаться в том направлении, к которому у старшеклассника лежит душа. Рекомендовать не возбраняется, но чрезмерное навязывание родительской воли, как показывает практика, потом для всех выходит боком.
Второй совет: не верить рекламе. Государство все больше превращает систему высшего образования в «королевство кривых зеркал». Чиновники назначают те или иные вузы «лидерами» независимо от реального качества их работы. Если есть желание отправить ребенка в Москву, Петербург, — невзирая на расстояния, надо ехать самим заранее. Сходить в различные вузы, лично познакомиться с условиями жизни и учебы, поговорить со студентами, с преподавателями. Надо все «пощупать» своими руками. Поскольку всякие официальные мониторинги только затуманивают реальную картину.
Ну и третий совет: осознанно выбрав вуз, надо только в него и стремиться. Не получится сразу поступить на бюджет — учиться на платной основе. Потом это окупится сторицей. Да и возможность перевестись на бесплатное обучение у старательного человека обязательно появится.
17. Ваши напутствия абитуриентам и их родителям?
— Хотелось бы, чтобы молодые люди как можно меньше времени просиживали в социальных сетях и за компьютерными играми, а Интернет использовали прежде всего как возможность повышать свой интеллектуальный уровень. Надо уходить от инфантильности — пора становиться взрослыми.
18. Грядет пора последних звонков, выпускных и, самое главное, Единого госэкзамена. Считаете ли Вы систему сдачи ЕГЭ эффективной и справедливой в отношении поступления в высшие учебные заведения?
— ЕГЭ, на мой взгляд, может быть только дополнением к традиционным школьным экзаменам. В качестве единственного средства подведения итогов учебы в школе и определения готовности учиться в вузе это не годится категорически.
ЕГЭ слишком легко покупается. И в принципе измеряет только результаты натаскивания, не годится для определения способности оперировать знаниями, самостоятельно мыслить.
Что хуже всего — ЕГЭ заставляет старшеклассников тратить очень важные годы жизни бог знает на что вместо саморазвития.
19. Как Вы относитесь к ЕГЭ? Как, по-вашему, после введения ЕГЭ изменился контингент студентов?
— ЕГЭ меняет всю систему образования к худшему. Абитуриенты при этой системе становятся с каждым годом слабее и слабее. Это факт. Нам приходится в вузе все больше и больше работать над устранением недостатков школьной подготовки. Пока справляемся.
20. Насколько обучение в гимназии поможет успешному поступлению в СПбГУП?
— Разумеется, поможет. Особенность нашей гимназии в том, что ребятам очень нравится там жить и учиться. Замечательное место и потрясающие учителя. Троечники за несколько месяцев превращаются в победителей различных олимпиад. И при наличии должного трудолюбия получают подготовку, достаточную для поступления в СПбГУП.
21. Коммерциализация высшего образования в стране идет вовсю. Я против превращения университетов в коммерческие структуры. Зачем в других вузах заставляют писать статьи в западные журналы?
— Способность зарабатывать деньги — важный показатель качества работы вуза. Но не самый главный. Минобр во времена Ливанова пытался сделать университеты коммерческими предприятиями. Но вуз — совсем иной тип социального института. Его цель — не прибыль, а качество образования. Было бы иначе — вузам пришлось бы перейти к торговле дипломами. Впрочем, многие это уже давно делают…
А вот статьи в западных журналах — не показатель качества работы в 90 % случаев. Мы знаем, как они пишутся и как размещаются. В гуманитарном вузе измерять качество работы зарубежными публикациями вообще неприемлемо.
22. СПбГУП принципиально не участвует в рейтингах вузов. Почему? Как нам, родителям, разобраться?
— Я убежден, что все эти рейтинги — откровенное шарлатанство, сбивающее людей с толку. Чаще всего вам навязывают всякие таблицы, в которых приличные вузы располагаются вперемешку с бог знает чем. И вы никогда не узнаете, как на самом деле эти рейтинги составлялись.
Нет абсолютно никаких научных (объективных) оснований для рейтингования вузов. Вот в теннисе или шахматах это делается вполне понятным, прозрачным образом. Прогульщиков или отличников тоже можно рейтинговать.
А вузы нельзя. Это как составить рейтинг невест и искать по нему жену своему сыну. Хочется и добрую, и умную, и красивую, и верную, и состоятельную, и без вредных привычек. А как это все измерить, с какими коэффициентами сложить? Можно, конечно, и экспертов пригласить, опросить ее «бывших». Интересная картинка получится. Особенно если эксперты — люди заинтересованные. Но разумный человек таким «делом» заниматься никогда не будет.
23. Наша дочь после встречи с представителем вашего вуза у нас в Хосте очень хочет учиться в вашем университете. Но она у нас очень домашняя девочка, поэтому мы с мужем испытываем большие сомнения, стоит ли отпускать ее одну в большой город. Ведь если у нее возникнут какие-то сложности или проблемы, оперативно помочь ей мы не сможем, да и она не обо всем может захотеть рассказывать. Что Вы посоветуете нам в данной ситуации — оставить ребенка в Хосте или отпустить ее в Петербург?
— Не зная вашего ребенка, советовать сложно. Но плюсы и минусы «оставить» или «отпускать» хорошо известны.
Если выбирать между лучшими вузами в регионе и в Петербурге, образование в Петербурге, конечно, несравнимо лучше. Это даже сопоставлять нельзя.
Дело не только в уровне профессуры, оснащенности учебного процесса, образовательных технологиях и т. д.
В Петербурге плотнее и выше влияние студенческой среды. Здесь — наиболее решительные и деловые люди из регионов, которые жертвуют домашними удобствами (бабушкиными котлетами и т. д.), чтобы достичь чего-то в жизни благодаря получению качественного образования. И петербуржцы в хороших вузах тоже не самые слабые. С этими людьми вашей дочери надо общаться, конкурировать. Надо себя с ними сравнивать, поднимать планку требовательности к собственной деятельности, поступкам. И это — каждый день.
Надо самой решать массу вопросов, которые дома за ребенка решают родители. Это огромный плюс, если во главу угла ставится саморазвитие, взращивание себя как личности.
Здесь же — театры, музеи, выставки, насыщенная событиями досуговая жизнь.
Минусы — те же. Ребенку надо напрягаться каждый день, чтобы соответствовать требованиям среды. Если лень, не охота — лучше дома есть бабушкины котлеты. И пусть мама стирает ей белье и мужа выбирает. А папа будет покупать у врачей липовые справки для оправдания прогулов. Всем хорошо и спокойно.
Правда, дочь вам может через несколько лет сказать, что вы ей крылья обрезали, мечты ее лишили. И тогда уже исправлять что-то будет поздно. Всю жизнь между вами эта вина родительская будет стоять стеной. У одноклассников-то вашей дочери многое сложится иначе. Не всегда идеально, но иначе.
Проблема в том, что, получив образование в Петербурге, в Хосту можно вернуться. А после хостовской учебы в центр страны дорога уже закрыта навсегда. С провинциальным менталитетом здесь нормально жить можно только пенсионеру.
Но есть и абсолютные противопоказания для того, чтобы отпускать дочь в Петербург: склонности ребенка к пьянству, наркотикам, легкому поведению, психические расстройства, требующие повседневной опеки родителей. В этом же ряду стоят патологический инфантилизм и лень, нежелание себя обслуживать.
В большом городе есть все. И самое лучшее, и самое низменное. Если одиннадцатиклассница любит гулять по ночам в компании взрослых мальчиков — держите при себе. Если, задрав юбку, побежит 2 сентября в наркопритон вместо лекции, 3 сентября в шашлычную вместо музея — держите ее при себе.
Если у вас в семье вырос хороший, светлый человек, настроенный на труд в учебе и освоение высокой культуры в мировой культурной столице, — присылайте к нам. Мы и поможем, и в обиду никому не дадим.
Или «домашняя девочка» — это диагноз неспособности стать приличным и самостоятельным взрослым человеком? Решать вам.
24. Мои родители считают, что бакалавриат — не полноценное высшее образование. Считают, что надо сразу же нацеливаться на поступление в магистратуру после получения диплома бакалавра. На самом ли деле быть бакалавром — это мало для хорошего специалиста?
— Ваши родители правы. Формально «бакалавр» — высшее образование. Но работодателю бакалавры не нужны. Настраивайтесь на серьезную работу в СПбГУП в течение шести лет. Диплом магистра или специалиста надо получить обязательно.
25. Мы бы хотели, чтобы дочь училась в СПбГУП, но конкурс у вас очень высокий. Так что по баллам ЕГЭ она немного не дотягивает до бюджетного места. Идти бесплатно в более слабый вуз не очень хочется. Говорят, что в СПбГУП существуют скидки в оплате за обучение. Какие, сколько и для кого?
— Меня радует ваше сознательное отношение к выбору вуза. Действительно, «пристроить» своего ребенка в бесплатный, но слабый вуз — опаснейшая ошибка. Что касается наших скидок, важно понимать: университет — большой социальный проект российских профсоюзов. Полная стоимость обучения на дневном отделении составляет более 450 тыс. рублей в год, но никто не платит и половины этой суммы.
Университет заинтересован в сильных и ответственных студентах. Поэтому в вузе существует система льгот для абитуриентов с хорошими результатами ЕГЭ — от 30 до 70 % дополнительно к общей для всех скидке. Кроме того, активные, трудолюбивые и целеустремленные студенты, поступившие в СПбГУП на платной основе, имеют серьезные шансы после первого года обучения перевестись на бесплатное обучение. Во внимание принимаются: учеба, дисциплина, научная и общественная работа. Бывает, что скидка достигает размера полной стоимости обучения. Подробнее вам обо всем расскажут в приемной комиссии.
Нельзя выбирать место учебы по сайтам, нужно обязательно самим посмотреть вуз, в который вы хотите подать документы: прочувствовать атмосферу, поговорить с педагогами и студентами, увидеть своими глазами условия, в которых предстоит учиться.
Важно понять, ограничивается ли администрация формальным проведением занятий или еще и заботится об общественном климате в студенческой среде, организации досуга, отсеивании случайных людей, дисциплине, воспитании. Должно быть интересно и комфортно.
26. Мы из Казахстана. Что нам нужно, чтобы стать студентами СПбГУП? Ведь школьные программы немного различаются. Хватит ли нам знаний?
— Самое главное, вы должны быть готовы упорно работать. Различия программ не барьер, ведь никто не мешает человеку читать, думать. К тому же Интернету можно подходить как к огромному источнику знаний, можно заниматься самообразованием. Мало часов на литературу — задавай вопросы учителю, получай рекомендации, обсуждай, беседуй. Найди себе учителей в Интернете, в телевизионном пространстве, смотри канал «Культура».
Самое важное — трудолюбие и понимание того, что успех не сваливается на человека, как везение или чудо. Как ты поработаешь, такие и будут результаты в жизни. А если у тебя большие способности и тебе все дается легко, ты должен работать в 10 раз больше, потому что должна быть ответственность перед самим собой, перед родителями. Как минимум. А может быть — и перед обществом.
Далее → СПбГУП: особенности вуза и его жизни