Top.Mail.Ru

Об Олеге Валериановиче Басилашвили


Олег Валерианович родился в 26 сентября 1934 года в Москве. Отец Валериан Ношреванович был директором Московского политехникума связи имени Подбельского, прошел всю войну от Москвы, через Курскую дугу, Сталинград, Яссы, Бухарест до Будапешта, где встретил Победу в звании майора. Предки его пришли в Грузию с территории современной Турции с горы Басиан около 400 лет назад. Грузинская фамилия Басилашвили была только у отца, а до него все предки были Басиловыми. Обе фамилии переводятся одинаково «потомок Басила». Мать Ирина Сергеевна Ильинская была видным ученым-филологом, доктором наук, профессором, исследователем языка Пушкина, автором научных трудов, учебных и популярных книг по русскому языку. Именно мама привела юного Олега в Художественный театр на спектакль «Синяя птица». Спустя годы Олег Валерианович вспоминал: «Возник на моем пути Художественный театр, который меня обворожил тем, что ты попадал не в театр, не в помещение, где прекрасные актеры говорили чужими голосами чужие слова… А я увидел миры. Вот этим театр отличается. И мне захотелось туда. В этот мир… ».

В 16 лет юноша поступил в знаменитую Школу-студию Московского художественного академического театра на курс Павла Массальского, еще до того, как сдал школьные экзамены. По воспоминаниям друзей молодой Олег считался самым красивым, интеллигентным и талантливым студентом. В 1956 году он был распределен в Сталинградский театр, однако столкнувшись с нацеленностью руководства театра на штампы и ремесло, отказался от работы в нем. С 1957 Олег Басилашвили – артист Ленинградского театра имени Ленинского комсомола. Первые шаги молодого актера в творчестве совпали со временем обновления в жизни страны, в том числе в сфере театральной культуры. В этом смысле Басилашвили – человек поколения, давшего плеяду звезд. Его творческая судьба тесно связана с такими актерами как Татьяна Доронина, Сергей Юрский, Кирилл Лавров, Павел Луспекаев, Алиса Фрейндлих и др.

Большое влияние на судьбу Олега Валериановича оказал Георгий Александрович Товстоногов. С начала сезона 1959–1960 годов Олег Басилашвили и его жена Татьяна Доронина приглашены в Большой драматический театр. В тот период Большой драматический театр находился в расцвете, отличаясь постановочной и исполнительской культурой, слаженностью ансамбля. На сцене ведущих театров страны утвердился новый молодой герой, искренний, освобожденный от театральных штампов внешнего «героизма», несущий правду и поиски сегодняшнего дня. В этом ключе молодым Олегом Басилашвили была сыграна первая роль - изобретателя Гоши в пьесе «Чудесный сплав» Владимира Киршона – неунывающего, немного комичного в своей одержимости изобретателя и мечтателя. Совсем по другому были сыграны роли слабохарактерного ученого, обезличенного мещанским влиянием жены, в пьесе «В поисках радости» Виктора Розова и Обломова в пьесе «Обломов» Ивана Гончарова. В этих спектаклях начал складываться лирический дуэт Басилашвили и Дорониной, в котором явно лидировало эмоциональное доронинское начало. Интеллигентная сдержанность Басилашвили служила своего рода тонким аккомпанементом. Он подспудно искал своего героя, своего способа существования на сцене, своего метода работы. Олег Басилашвили интуитивно почувствовал, что «играть хороших, симпатичных парней, положительных героев, видимо, не его удел. Чужой материал. Работа впустую. Не спасает природная органичность, не помогает сценическое обаяние», – вспоминал театровед, доцент нашего Университета Эмиль Яснец.

Олегу Валериановичу не с первой роли удалось обрести свой неповторимый голос, найти необходимые краски. Главное для актера в тот период – большая внутренняя работа, вызванная каждодневным репетиционным процессом с Георгием Александровичем Товстоноговым. Глубина поставленных им действенных задач не может не подтолкнуть его к органичному решению образа, вызвать импровизационное самочувствие, пластически точный жест. Школа Товстоногова продолжала и обогащала на современном уровне то, чему учили мастера Московского художественного академического театра в школе-студии. Так на сцене Большого драматического театра постепенно складывался ни с чем несравнимый товстоноговский ансамбль, в котором Басилашвили вскоре занял свое достойное место. Не случайно, что чеховский репертуар станет своим для актера. Драматизм повседневности был органичным для Басилашвили, который сыграл две главные роли в пьесах Антона Чехова с промежутком в 17 лет: Андрея Прозорова в спектакле «Три сестры» и Ивана Войницкого в спектакле «Дядя Ваня». Роль Андрея стала его высшим достижением в 1960-е, его «партия» подчеркивала тему неравного поединка интеллигентных, утонченных чеховских героев с грубой действительностью. Люди талантливые, интеллигентные, чистые, но слабые духом, отрицающие путь борьбы, осознанно плывущие по течению – одна из линий творчества Басилашвили.

Особым блеском отличается его комедийное дарование. Чувство смешного, тонкий юмор всегда были развиты у актера. Вершиной его комедийного мастерства стали такие роли, как Хлестаков в гоголевском «Ревизоре», Джингль в «Пиквикском клубе» по Чарльзу Диккенсу, Лыняев и Мамаев в комедиях Александра Островского «Волки и овцы» и «На всякого мудреца довольно простоты». Они были поставлены в 1970–1980-х годах и несли в себе следы новых поисков Товстоногова, прежде всего в области театральной формы. Для этих постановок характерна безудержная стихия игры, фантазии. Всего он сыграл в Большом драматическом театре свыше 45 ролей. «Как играл? – пишет в своей книге «Неужели это я?! Господи…» Олег Валерианович, – «Спектакль на спектакль не приходится. Но иногда я испытывал истинное чувство полета, которое позволяло мне без стыда взглянуть в глаза даже бывшим студийцам МХАТа с белоснежной Чайкой на груди».

В 1979 году он выступил на сцене БДТ не только в качестве актера, но и в роли режиссера, иронично и тонко осуществив постановку «Нашего городка» Торнтона Уайлдера, сыграв в ней роль Автора.
В кино Олег Валерианович дебютировал в 1956 году в фильме по повести Антона Чехова «Невеста». На счету у актера множество разнохарактерных ролей. Он снимался у Михаила Швейцера, Семена Арановича, Карена Шахназарова и других. Наибольший успех сопутствовал Басилашвили в фильмах Эльдара Рязанова и Георгия Данелия. Его герой, как правило, сложный интеллигентный человек, во всех ипостасях своего проявления. Киногерою нередко свойственен конформизм, проявляется ли это качество в деловитой хватке, как у преуспевающего Самохвалова из кинофильма Эльдара Рязанова «Служебный роман» или это соглашательство используемого всеми доброго, растасканного по мелочам чужой требовательной волей Бузыкина из фильма Георгия Данелии «Осенний марафон». В 1980–1990-е годы этот список блестящих ролей продолжился кинофильмами Эльдара Рязанова «Вокзал для двоих», «Предсказание» и «Небеса обетованные» с новыми героями, благородными романтиками с большой бескорыстной душой, слишком чистыми для нового прагматического времени.

Олег Валерианович сыграл в кино 70 ролей. Любому российскому зрителю знакомы и дороги его работы в художественных телевизионных фильмах: «Гранатовый браслет», «Живой труп», «Возвращение Святого Луки», «Раба любви», «Дядя Ваня. Сцены из деревенской жизни», «Сны», «О бедном гусаре замолвите слово», «Что сказал покойник», «Романовы. Венценосная семья», «Яды, или Всемирная история отравлений», «Идиот», «Мастер и Маргарита» и другие.
Басилашвили – человек с ярко выраженной гражданской позицией. Был избран депутатом Верховного совета СССР и Верховного совета РСФСР, но в отличие от некоторых соратников по демократическому крылу не скомпрометировал себя благами, полученными от «вхождения во власть». Олег Валерианович в своей книге пишет: «…что меня заставило в этот трагический для Родины момент принять деятельное участие в ее судьбе? Не вся ли моя предыдущая жизнь, опыт, указавший мне правильный путь? Люди, после встреч с которыми, я волей-неволей задумался о себе, о своем месте в жизни?». Руководило им одно желание: «сделать жизнь лучше, свободнее, богаче…дать человеку возможность почувствовать себя хозяином своей судьбы».

Олег Валерианович – лауреат Государственной премии РСФСР, премии Правительства Санкт-Петербурга в области литературы, искусства и архитектуры, Международной премии Станиславского в номинации «За вклад в развитие российского театра», Российской национальной актерской премии «Фигаро» имени Андрея Миронова в номинации «Самый лучший» - за исполнении роли Нормана в спектакле Большого драматического театра имени Георгия Товстоногова «Лето одного года», премий «Золотая маска» и «Золотой софит» за выдающийся вклад в развитие театрального искусства. Награжден орденами Дружбы, Трудового Красного Знамени, «За заслуги перед Отечеством» III и IV степеней, орденом «Сияние» (Грузия). О.В.Басилашвили – Почетный гражданин Санкт-Петербурга, Почётный гражданин Тбилиси, Почетный доктор Санкт-Петербургского Гуманитарного университета профсоюзов.

У Олега Валериановича прекрасная, дружная семья. Его жена Галина Мшанская, дочери Ольга Мшанская и Ксения Басилашвили связаны с журналистикой, культурой, искусством, работают на телевидении и радио. О.В, Басилашвили любит классическую музыку (Чайковского и Рахманинова) и хорошую литературу. Ему жаль тратить время на тусовки и чтение детективов».