Мариан Геруля делится опытом
19 апреля в журналистском клубе Санкт-Петербургского Гуманитарного университета профсоюзов состоялась встреча с заведующим кафедрой журналистики Силезского университета (г.Катовице, Польша), профессором, доктором филологических наук Марианом Геруля.
«Сейчас самым глобальным средством называют Интернет, однако во многом это утверждение ошибочно», - начал Мариан Геруля свою речь. Порядка четверти населения во всём мире ни разу не пользовалась Интернетом. В России виртуальное пространство посещают около 40% населения, в Польше – 60%. Но, скажем, в Африке таких людей всего 6%, в Южной Америке – 10%. То есть примерно треть населения не пользуются услугами Интернета вообще. Как же тогда можно называть это средство информации самым глобальным?
Любопытно было и следующее заявление Мариана Геруля о том, что люди сейчас знают меньше, чем 20 лет назад. Профессор попытался сразу же удовлетворить выраженное во взглядах студентов любопытство, сказав, что сейчас происходит сегментация СМИ, то есть разделение их на группы. И если раньше мы получали целостную информацию, то сейчас она состоит из множества кусочков, объединить которые воедино – совсем не простая задача.
Одной из современных тенденцией развития СМИ, прежде всего в Польше, Мариан Геруля назвал вход в польский медийный рынок зарубежного капитала. Многие польские СМИ сейчас принадлежат зарубежным компаниям, в основном немецким. Выходит, что конкуренция идёт между зарубежными изданиями, особенно женскими, где содержится много специфической рекламы, а не между местными, как того хотелось бы.
Другая, вытекающая отсюда проблема – сейчас пиар-отделы дают СМИ готовые материалы, в которых зачастую журналист не меняет ни слова. Как следствие - позиция журналиста уменьшается, он становится только «передатчиком» информации.
Профессор отметил и отсутствие конкуренции среди СМИ в Польше, так как каждое издание занимается своей проблемой, заняло свою нишу. Выдержать конкуренцию с таблойдными и бесплатными газетами действительно престижному изданию тяжело. К тому же сейчас популярна «визуализация» СМИ, то есть важно не столько содержание, сколько красивая обложка, фотографии, картинки. Ту же картину мы наблюдаем и на телевидении, где всё популярнее становится формат «интертеймент» (от англ. Entertainment – развлечение), где важные вопросы обсуждаются в виде шоу, не происходит углубления в суть проблемы. Программы же аналитические, образовательные идут в то время, когда 70% населения спит. Но кто же в такое время будет их смотреть?
Этим риторическим вопросом профессор завершил свою лекцию и был готов ответить на вопросы студентов из зала. Многие спрашивали об освещении трагедии под Смоленском в польских СМИ. Мариан Геруля ответил, что целую неделю после случившегося других событий в вестях и не обсуждали. Но иногда не хватало профессионализма в подходе к этой теме. На вопросы же о том известны ли в Польше российские журналы, газеты, журналисты ответ был дан не самый оптимистичный. В Польше узнают разве что Познера, да и то, потому что он на телевидении уже много лет, работал в Америке, вёл телемосты между СССР и США.
В конце встречи Мариан Геруля пожелал нам, чтобы мы в своей профессиональной жизни работали так, как нас научили умные преподаватели Университета. Порадовался, что в Университете есть все для хорошей учебы, занятий спортом, творчества. Мариан Геруля отметил, что его приятно поразила атмосфера серьезной дисциплины в Университете. «Для польских вузов это очень непривычно. Наши студенты думают, что они совершенно свободны и не страшатся никаких административных правил, ничего не страшатся. От этого возникают разные проблемы, иногда дело доходит и до полиции. Мне нравится, что студенты вашего Университета понимают, что им делать, зачем они учатся, что все это будет полезно и нужно им в дальнейшем. Очень хорошо, что существует понимание того, что это хорошая школа, которая формирует их характер».
Репортаж подготовили журналисты Молодежной редакции сайта
Колокольцев Михаил и Борисов Дмитрий (2 курс, факультет Культуры)