Тема лекции – «Насилие и ненасильственное сопротивление».
Известный российский социолог и конфликтолог, один из основателей российской конфликтологической науки рассказал студентам и аспирантам СПбГУП о различных способах решения конфликтных ситуаций, показав преимущества ненасильственного сопротивления.
«Знаменитая толстовская идея непротивления злу насилием или доктрина Ганди подразумевают, что кроме прямого сопротивления насилию, существует и путь неподчинения и неповиновения, - напомнил ученый, - «Как известно, именно эта модель поведения, будучи принятой разными слоями населения, способствовала падению английского колониального режима в Индии. (…) В любом случае такое ненасилие является особой формой конфликтного поведения. (…) Проблема ненасильственного поведения в столкновениях моногруп становится особенно актуальной ввиду наступления техногенной цивилизации, несовместимой с культом силы как по моральным принципам, так и по соображениям всеобщей безопасности», - сказал он.
Особое внимание А.В.Дмитриев обратил на специфику выявления конфликтов в России и странах СНГ, где в их профилактике и регулировании особенно велика роль права.
Напомним, что общая авторская концепция в отношении социального конфликта состоит в понимании конфликта как явления, имманентного обществу и амбивалентного. Амбивалентность в данном случае означает, что конфликт имеет как положительные, так и отрицательные стороны. Кроме того, социальный конфликт, по мнению Дмитриева, может регулироваться, а не должен просто запрещаться или поощряться.
По ходу лекции А В. Дмитриев ответил и на другие вопросы по общей социологии и политологии, рассказал о возможностях решения проблем коммуникации, управления, интеграции, о которых подробно говорится в 250 публикациях ученого. Среди них следует особо выделить книги «Общая социология», «Социальный конфликт: общее и особенное», «Конфликты миграции», учебное пособие «Конфликтология». О широте научных интересов Анатолия Васильевича в числе прочего свидетельствуют такие оригинальные работы, как «Социология юмора» и «Социология политического юмора».