ВЫСТУПЛЕНИЕ
ректора, члена-корреспондента РАН
ЗАПЕСОЦКОГО Александра Сергеевича на телеканале ТВЦ
(программа «Настроение», 07.11.13, 07.40)
— Психологи утверждают, что Интернет все больше захватывает умы и сознание людей. Особенно это касается молодого поколения. Конечно, у Сети есть как очевидные минусы, так и плюсы. И их-то мы сейчас и обсудим с Александром Сергеевичем Запесоцким, ректором Санкт-Петербургского Гуманитарного университета профсоюзов, членом-корреспондентом Российской академии наук. Александр Сергеевич, доброе утро!
А. С. ЗАПЕСОЦКИЙ: — Доброе утро!
— Сейчас, конечно, огромное влияние на общество имеют IT-технологии, медиа и социальные сети. Как эти три составляющие или три фактора влияют на высшее образование?
А. С. ЗАПЕСОЦКИЙ: — Вы знаете, с одной стороны, влияют, безусловно, положительно, потому что облегчается доступ к информации для тех, кто умеет ею пользоваться. А с другой стороны, сегодня я более склонен говорить об опасностях и неприятностях электронных медиа, в особенности социальных сетей. Проводя исследования, мы приходим к убеждению, что активное вовлечение молодежи в социальные сети замедляет умственное развитие.
— Хорошо. Но вообще могут ли сейчас высшие учебные заведения что-то противопоставить Интернету и социальным сетям?
А. С. ЗАПЕСОЦКИЙ: — Я должен сказать, что наша задача — не противопоставить, а научить. Человек должен понимать, что в море Интернета огромное количество информации ложной, что зачастую им манипулируют, более того, на нем еще иногда и зарабатывают очень большие деньги.
— Мы знаем, что Ваш вуз развивает специальные социологические программы в социальных сетях, и некоторые из них носят даже провокативный характер. Можно объяснить, в чем это заключается?
А. С. ЗАПЕСОЦКИЙ: — Я Вам приведу пример. Несколько лет назад через петербургский сайт «Фонтанка» мы запустили информацию о том, что я женился на 23-летней мулатке, манекенщице из Лондона и дочери алмазного короля.
— Это правда?
А. С. ЗАПЕСОЦКИЙ: — Нет, конечно. Я женился, во-первых, на блондинке, во-вторых — золотой медалистке, внучке брянских партизан, мама — учительница, папа — военнослужащий. Но после того как сообщили, что я женился на дочери алмазного короля, в городе был психоз. Эту нелепицу перепечатали все солидные СМИ, и еще потом целый год моя жена (она работала у меня пресс-секретарем) отвечала на телефонные звонки: «Ну, как там ваш ректор живет с мулаткой?» Это вроде бы забавно, но на самом деле ведь есть люди, которым так рушат биографию, у крупных фирм и корпораций таким образом вымогают деньги.
— Действительно, это же на самом деле какие-то разрушающие исследования. А какая практическая польза от них?
А. С. ЗАПЕСОЦКИЙ: — Практическая польза в том, что мы видим, как все это работает. Далее по этим материалам мы можем готовить журналистов, рекламщиков, пресс-секретарей, тех же самых руководителей корпораций и фирм, то есть людей с высшим образованием — квалифицированных пользователей информационных сетей. На крупном международном форуме, недавно состоявшемся в Баку, со специалистами из СМИ мы говорили о том, насколько вообще ситуация неформального распространения информации, с одной стороны, меняет возможности СМИ, а с другой — повышает ответственность классических СМИ. Мы обсуждали, откуда они черпают информацию, как они должны ее проверять, что они должны сделать перед тем, как представить ее массовой аудитории? Профессиональные стандарты официальных СМИ есть, а в Интернете нет вообще никаких стандартов.
— Вот еще интересная тема. Многие вузы жалуются на то, что практически невозможно трудоустроить выпускников, хотя бы по специальности. А у Вас на полторы тысячи выпускников нет ни одного безработного. Как Вы добились таких результатов?
А. С. ЗАПЕСОЦКИЙ: — Вы знаете, мы загружаем ребят, и очень серьезно. Но загружаем непосредственно делом, они у нас не валяют дурака во время учебы. У нас высокое качество подготовки, которое включает трудолюбие, дисциплину.
— Наверное, этим и отличаются Ваши студенты?
А. С. ЗАПЕСОЦКИЙ: — Да, мы очень серьезно работаем над этим. У нас даже книги в библиотеку надо сдавать вовремя.
— Александр Сергеевич, большое Вам спасибо за интересный разговор. Удачи Вашему вузу, и, конечно, хорошего дня.
А. С. ЗАПЕСОЦКИЙ: — Спасибо.