На протяжении многих лет Университет реализует разнообразные программы академического сотрудничества с вузами Китая, Кореи, Великобритании, Германии, США и др. География сотрудничества постепенно расширяется.
Летом 2014 года прошли традиционные стажировки студентов Университета в британских колледжах Нит Порт Талбот и Уэйкфилд и в Высшей школе экономики Людвигсхафен (Германия).
Студенты, вернувшиеся из-за рубежа, поделились впечатлениями.
Елена Коновалова, 3 курс, экономический факультет
Летом мы поехали на две недели в Великобританию. В прошлом году я также принимала участие в подобной поездке, но в этот раз мы оказались в Уэльсе, а мне давно хотелось побывать именно там. Валлийцы хранят валлийский язык и культуру, там жива память о древнем народе кельтов. Главной практической целью моей поездки было повышение уровня знания языка. И я рада, что это удалось. Мы получили много практики. Надо сказать, что подготовка в Университете такова, что языковой барьер удалось преодолеть буквально в течение первых дней.
Образование в России, в частности в СПбГУП, конечно, отличается от образования в Европе. Мне показалось, что наши студенты знают больше. К примеру, у нас в Университете мы не только усваиваем знания, но и повышаем культуру. Наш вуз приучает к дисциплине, прививает ценности. В СПбГУП никто не станет сидеть на полу, жевать жвачку, есть в аудитории. А в британских колледжах – сколько угодно! И я думаю, что работодатели все ценят дисциплину и приверженность культуре корпорации, а не пресловутую раскрепощенность. Я бы даже сказала, что Университет профсоюзов воспитывает более деловых людей. Он дает все для полноценного развития студентов. Сравнив обучение в Европе или в Университете профсоюзов, я бы, честно говоря, выбрала СПбГУП.
Игорь Дронов, 4 курс, факультет конфликтологии
С марта по июль я обучался по программе обмена студентами в Высшей школе экономики в городе Людвигсхафен в Германии. Получил возможность провести семестр в Западной Европе и приобрести новые знания. Еще на первом курсе у нас преподавал профессор Григорий Феликсович Фейгин, который долгое время обучался в Германии. Он рассказал нам о программе обмена студентами. Я «загорелся» и поставил цель улучшить уровень знания языка. Среди студентов был конкурс, ведь чтобы получить право отправиться по обмену в Германию, студент должен иметь хорошие характеристики и высокую успеваемость. По прибытии нам назначили кураторов, которые говорили с нами по-английски. Мы быстро освоились и стали общаться с ребятами из других стран, слушать лекции на английском и отвечать на семинарах.
У меня масса интересных впечатлений от поездки, от Германии, от системы образования. Не могу сказать, что все мне понравилось, кстати. Например, в Высшей школе нет понятия о цивилизованном дресс-коде. К примеру, в жаркие дни многие ходили в сланцах и в шортах, даже профессора, как на курорте. К тому же любой человек с улицы мог пройти на территорию, так как охраны фактически нет, чего не скажешь о нашем Университете. Удивительно, но в столовой учебного заведения разрешена продажа алкогольных напитков. Там же нередко были и преподаватели.
Мне резало слух обращение студентов с профессурой и педагогов со студентами на «ты», - у нас так не принято.
Вообще расстроила общая атмосфера расслабленности – я этого не ожидал. Никто не отслеживает прогулы, многие студенты просто не ходят на пары. Некоторые выбирали одну или две пары в день, считая это достаточной нагрузкой. Для меня это было непривычно. Так как в нашем университете у меня пять пар в начале дня, и я все успеваю, а там у меня могла быть одна пара утром, а вторая - поздно вечером, и я уже мало что мог успеть при таком расписании.
По части учебного процесса: у них тоже есть электронное расписание на сайте, но бывало, что мы приходили на занятие, а преподавателя не было. Преподавателя никто не заменяет, и занятие пропадает. А узнаем мы это не заранее, а уже в аудитории, когда пара началась.
Но, конечно, главное – это множество впечатлений и новых знаний. На выходных ездил в Париж, Мюнхен, Амстердам и Венецию. На занятиях узнал много интересного, но, как оказалось, приличным запасом сведений я был вооружен в нашем Университете. Я изучал маркетинг, логистику, менеджмент. У нас была возможность самим выбирать количество занятий и дисциплин. Я выбрал для себя почти все предметы, потому что в СПбГУП за 3 года я привык к насыщенному дню. Это плюс нашего Университета: хорошая организация учебного процесса и грамотно составленное расписание. В общем выбираю свой университет и российское образование - здесь дают хорошие знания и воспитывают организованного и целеустремленного человека.
Василий Ефанов, 2 курс, факультет культуры
Я был в Англии, в Йоркшире. Это была моя первая поездка за границу, поэтому у меня невероятно много впечатлений. Как только у нас закончилась сессия, 1 июня мы улетели в Великобританию. Всего мы там пробыли 16 дней: две недели в Йоркшире и два дня в Лондоне.
Мне понравилось все: там замечательные люди, занятия проводились очень интересно, все было отлично организовано. Мы не только учились, но и гуляли, у нас было много интереснейших экскурсий, нас познакомили с культурой страны. Было очень интересно узнать, как там на самом деле живут люди, увидеть все собственными глазами. Нас разделили на маленькие группы и поселили в семьи.
Особых отличий между учебным процессом в нашем Университете профсоюзов и Колледже Уэйкфилд мы не заметили, но лишь потому, что мы учились не так, как обычные студенты. Нам глубже рассказывали про историю Йоркшира и Уэйкфилда, обучали английскому языку.
И мне хочется поблагодарить Университет, во-первых, за предоставленную возможность побывать в другой стране. Во-вторых, за отличный уровень преподавания английского языка. Мы без проблем общались с англичанами, с преподавателями, со студентами из других стран. В-третьих, конечно, хочется поблагодарить Университет за то, что он дает нам действительно хорошие знания, развивает нас в культурном плане и воспитывает. В иной стране мы чувствовали себя совершенно комфортно, на одном уровне со студентами Великобритании и других стран. На собственном опыте убедился, что наш Университет дает образование не хуже, а по некоторым аспектам даже лучше, по крайней мере в истории мы лучше ориентируемся.
Алина Перевезинцова, 3 курс, факультет конфликтологии
Это вторая моя поездка в Великобританию: в прошлом году я тоже ездила по программе от нашего Университета. В этом году учебная программа была сложнее. Мы изучали английский язык, также нас обучали валлийскому языку. Мы общались со студентами колледжа, и мне кажется, что студенты Колледжа Нит Порт Талбот на нас очень похожи. Честно говоря, даже не чувствовалось, что нахожусь в чужой стране.
Благодарна Университету за то, что он предоставляет своим студентам возможность ближе познакомиться с культурой других стран, изучать языки за границей. Думаю, что погружение в иную культуру помогает всесторонне развиваться. Я бы с удовольствием продолжила этот опыт.
Арина Кяхарь, 4 курс, факультет конфликтологии
В этом году я 5 месяцев провела в Германии. Со школы изучаю немецкий язык, а английский начала изучать только в Университете. И мне, конечно, всегда хотелось побывать за рубежом. Прошлым летом мне там очень понравилось. Впечатлил уровень жизни. Когда вернулась после летних каникул в Университет, узнала про программу «Расмус» и о том, что наши студенты уже ездили по этой программе в Германию. Мне захотелось принять участие в этой программе. У меня обучение было на немецком языке. Наверное, я была первым студентом, который приехал туда, вообще не зная английского языка. Сначала было сложно. Ребятам, которые приехали со мной, приходилось переводить для меня. Но при этом было интересно общаться с людьми, которые говорят по-немецки. Благодаря этой поездке у меня действительно улучшился уровень разговорного немецкого языка, потому что я получила много разговорной практики.
Как и везде, были свои плюсы и минусы. С одной стороны, плюс в том, что у студентов есть определенный перечень дисциплин, и за время бакалавра, в Германии оно составляет 3 года, студенты могут распределить эти дисциплины по всему периоду обучения по своему усмотрению. Это хорошо, потому что можно самостоятельно контролировать нагрузку. Но, с другой стороны, минус такой системы в том, что график у студентов совсем не стабильный, часто бывают большие окна между парами.
Я привыкла к тому, что в ГУПе есть контроль за дисциплиной. А в Германии я расслабилась, потому что с таким графиком, как там, сложно организовать свое свободное и учебное время. Так что сейчас мне предстоит взять себя в руки.
За 5 месяцев, которые я там провела, соскучилась по России, по нашему Университету. Для нас был организован специальный учебный график, поэтому сейчас мы сдаем экзамены. Мы все полны энтузиазма учиться дальше, развиваться в разных направлениях, узнавать что-то новое. Спасибо Университету за возможность побывать за границей и получить хороший опыт.
Елена Шишловская, 3 курс, факультет культуры
Эта поездка оправдала все мои ожидания узнать новое о культуре Великобритании, о самой стране, повысить уровень языка. Думаю, что такие поездки нужны студентам, особенно будущим лингвистам, чтобы повышать свой культурный уровень и изучать язык в идеальных для этого условиях.
Честно говоря, я почти не заметила разницы в преподавании. В нашем Университете преподаватели используют те же методы. Но, как мне кажется, главным преимуществом нашего Университета перед вузами Западной Европы является строгая дисциплина. Университет нас приучает к порядку, а там нет никакого контроля студентов. Думаю, что именно поэтому у нас больше знаний и уровень культуры выше. И я благодарна нашему Университету за это.
Оксана Ольховая, 4 курс, факультет конфликтологии
Весной я приняла участие в университетской программе международного обмена студентами. Я училась в Высшей школе экономики в Германии, в городе Людвигсхафен. Это недалеко от Франкфурта-на-Майне.
Высшая школа экономики города Людвигсхафен - это чудесный университет. Мне очень понравилось то, что студентам можно самостоятельно составлять программу обучения. Обучение проходило полностью на английском. Мы изучали менеджмент, немецкий язык и деловой английский. Мне понравилось преподавание в Германии, однако мне, привыкшей к теплой атмосфере нашего вуза, было трудно ощущать незаинтересованность со стороны преподавателей. Чаще всего профессор просто читает лекцию и уходит. Он не пытается заинтересовать аудиторию и донести материал до каждого студента, как, к примеру, в СПбГУП.
Первое время было сложно понимать лекции, общаться со студентами из других стран. Но я изначально ехала туда именно для того, чтобы попасть в эту атмосферу и развиваться.
Также было очень интересно жить со студентами из других стран. Однако, у нас мне интереснее.
Екатерина Невелева, 3 курс, факультет культуры
Наши преподаватели английского языка, конечно, многому меня научили, но мне не хотелось останавливаться на достигнутом, и было интересно, как смогу адаптироваться к иностранной среде. Собственно в этом и состояла цель поездки. Честно говоря, ожидала, что у меня возникнет больше проблем в связи с языковым барьером, но все прошло просто отлично.
Я заметила некоторые различия в преподавании иностранного языка в нашем Университете и в Колледже Нит Порт Талбот. Преподаватели колледжа не объясняли нам грамматику, они просто вели с нами диалоги, давали задания, потом разбирали их с нами. Главное в их преподавании – это общение, в то время как в нашем Университете больше внимания уделяется грамматике. Впрочем, понимаю, что они идут по следам наших педагогов, уже научивших нас грамматическим нормам и давшим приличное представление о законах языка.
А еще я почувствовала законную гордость за своих однокурсников – нам действительно легко учиться, мы знаем больше в области истории, литературы. В общем, главным выводом было то, что и в гостях очень хорошо, но дома, в СПбГУП – лучше! В общем, я не зря получаю высшее образование в России.