Александр Запесоцкий: «Ужин при свечах» с Юрием Любимовым
«Юрий Петрович Любимов – театральный режиссер с мировой славой. Он сделал знаменитым Театр на Таганке, с успехом ставил спектакли в «Ла Скала», «Гранд-Опера», «Ковент-Гардене». Критики давно признали его творчество одной из вершин режиссерского театра XX века.
Сегодня уже мало кто вспоминает, что это - всего лишь вторая часть жизни Любимова. Он родился в 1917 году. В 1934-м был принят в Студию МХАТ. В 1936 году связал свою судьбу с Театром им. Е.Вахтангова. Обладая феерической внешностью героя-любовника, сыграл более 30 ролей, получил в 1952 году Сталинскую премию. В ту пору имя Юрия Любимова было связано людской молвой с самыми красивыми женщинами Москвы. В 1963 году Юрий Петрович поставил со студентами третьего курса Театрального училища имени Б.В. Щукина «Доброго человека из Сезуана» Б. Брехта.
С этого начинается стремительный режиссерский взлет Любимова. Первые спектакли любимовской Таганки произвели ошеломляющее впечатление на современников. Поначалу многие это связывали с тем, что в основу спектаклей Любимов брал поэтические тексты и очень необычно с ними работал. Но Юрий Петрович стал ставить спектакли по прозе, а их структура оставалась поэтической. Это навело отдельных критиков на мысль, что режиссеры, как и писатели, могут быть и прозаиками, и поэтами. И что Юрий Любимов - первый в истории советского театра со времен Мейерхольда крупный, значительный режиссер-поэт. На мой взгляд, это весьма интересная гипотеза. Она хорошо объясняет, к примеру, почему именно в театре Любимова пришелся ко двору после длительных поисков работы Владимир Высоцкий, почему именно этот театр он ощутил своим, почему его уникальный дар получил развитие именно на Таганке. Впрочем, театральный мир и творческая интеллигенция столицы значительно больше интересовались политическими аспектами творчества Юрия Любимова, его столкновениями с цензурой, с властями, нежели этими тонкостями…»