Публикацию, появившуюся на сайте «Комсомольской правды» http://www.spb.kp.ru/daily/26363.7/3244135/ просмотрели более 23 000 читателей издания. Свыше 300 человек прокомментировали статью.
Также на позицию ректора СПбГУП отреагировал ряд электронных средств массовой информации и других ресурсов сети. Публикуем выдержки некоторых из них.
Красноярский сайт Sibnovosti.ru в статье «Александр Запесоцкий: на искусстве паразитируют безнравственные люди» пишет об отмеченной академиком тенденции к повсеместной подмене творческого успеха коммерческим:
«Подобное отношение к произведениям классики становится уже мейнстримом, а творческий успех подменяется коммерческим. "Художник не вступает в диалог с Богом в поисках вдохновения, а прогибается перед мелким бесом". Крайне важно, уверен доктор культурологических наук Александр Запесоцкий, чтобы режиссер, художник в душе чувствовал ту грань, перейдя которую, искусство может превратиться в пошлость.
В погоне за дешевой славой, спекуляциях на истинных ценностях, мародерстве классики и прочих непристойностях так называемые творцы подменяют понятие свободы творчества на вседозволенность, убежден член-корреспондент Российской академии наук».
Городской информационный портал города Кирова Kirovnet в статье «Александр Запесоцкий: пора проветривать театры» отмечает:
«Профессор Запесоцкий обращается к скандальному "творческому эксперименту" молодого режиссера, чья неудачная попытка показать оперу "Тангейзер" вызвала в обществе небывалый резонанс: "Приступая к работе, молодой человек прикинул, кого своим спектаклем оскорбить. Выбирал между иудеями "с их холокостом" и православными "с их Христом". Оскорбить православных показалось выгоднее и безопаснее..." Впрочем, продолжает ректор Петербургского вуза, существует и обратная сторона - деятели культуры опасаются посягательства на свободу творчества. Но… массовой поддержки это мнение в стране сегодня не найдет. …. "Нельзя ли просто ставить талантливые спектакли, собирающие полные залы? Нельзя ли возвышать человека, сеять разумное, доброе, вечное?", - завершает статью Александр Запесоцкий.
Подробнее: http://kirovnet.ru/news/2015/04/07/aleksandr-zapesockiy-pora-provetrivat-teatryi
Камчатское информационное агентство «Камчат.инфо» цитирует мнение А.С. Запесоцкого о границах свободы творчества:
"Свобода творчества должна сопровождаться ответственностью творца. Ее границы не могут определяться только желанием очередного режиссера-постановщика прославиться и заработать. У настоящего художника должен быть внутренний цензор: собственная культура, совесть, любовь к классике, уважение к достоинству зрителя".
Современные гении полагают, пишет профессор Запесоцкий, что нынешняя молодежь не вспомнит, например, что Чехов обходился без мата. Автор статьи уверен, что даже при всей слабости современных школьных программ, отличить настоящее искусство от подделки наш зритель пока еще может, поскольку старая культура продолжает жить вокруг нас. Она не исчезла бесследно».
Сайт Архангельска «29.ру» опубликовал статью «Запесоцкий: «Тангейзер» – свобода творчества или вседозволенность?», в которой заметил:
«Александр Запесоцкий: «Скандал вокруг «Тангейзера» в очередной раз продемонстрировал, что на литературе и искусстве в России ловко паразитируют безнравственные люди»
«Додин, Эйфман, Сокуров представляются в истории российской культуры постсоветского периода исключениями, доставшимися стране в наследство от великой советской эпохи. А норма, мейнстрим – тотальная коммерциализация, омерзительные скандалы в погоне за дешевой славой», – пишет в авторской колонке член-корреспондент Российской академии наук Александр Запесоцкий».
Подробнее: http://29.ru/text/newsline/20653168381952.html?full=3
Федеральный ресурс «Доверенные лица Владимира Путина» обращает внимание на следующие выводы автора:
«Деятелям искусства необходимо просто поставить себе в душе красную черту, за которой не может быть творчества, а есть только хамство и пошлость вседозволенности. Свободу творчества можно отстоять, только находясь по другую сторону барьера от «Пусси Райот» и группы «Война». Если внутренней цензуры не будет — придет внешний цензор. Сейчас он уже необходим. (....) На излете советских времен много шума наделал фильм «Душа». (…)Устами Ролана Быкова там говорится о главных героях фильма: «Они идут на скандал. Сейчас без этого нельзя». Фильм канул в забвение, а его «творческий» лейтмотив определил господствующее в российском искусстве целых три десятилетия настроение (…)
Время это (точнее, безвременье) закончилось. И тем, кто этого не почувствовал, стоит осознать. Хватит нам этих тангейзеров. Дайте настоящее искусство. А не можете — идите в разнорабочие. И не морочьте людям голову дешевыми трюками. Свобода творчества — привилегия творцов, а не спекулянтов».