Слушать интервью ректора на радио «Эхо Москвы»
ИНТЕРВЬЮ
ректора Александра Сергеевича ЗАПЕСОЦКОГО
радиостанции «Эхо Москвы»
06 апреля 2016 года
- Программа «Дневной разворот» продолжается, Алексей Соломин и Алексей Нарышкин сегодня в студии «Эхо Москвы». В ближайшие полчаса мы поговорим с ректором Санкт-Петербургского Гуманитарного университета профсоюзов Александром Запесоцким о том, как студентам найти работу, а вузам, соответственно, устроить своего выпускника.
А.С. ЗАПЕСОЦКИЙ– Здравствуйте.
- Александр Сергеевич, тему взяли, на самом деле, достаточно проблемную. Люди, которые сейчас поступают в вузы, уже должны на эту тему задумываться. Не только о том, куда удастся поступить, как я, например, для меня это ключевое было – какие экзамены я смогу сдать. А о том, куда они смогут устроиться после вуза. Насколько критическая сейчас ситуация с безработицей среди выпускников?
А.С. ЗАПЕСОЦКИЙ – В целом по стране она достаточно высокая. Мы в Петербурге это не очень ощущаем, в Петербурге она, пожалуй, меньше, чем где-либо. Испытывают, конечно, выпускники разных вузов большие проблемы, и современный работодатель не хочет видеть у себя современных выпускников, больше полагаясь на старшее поколение, оно представляется намного надежнее, намного ответственнее и дисциплинированнее, обязательнее.
- Но оно, ведь, и стоит дороже.
А.С. ЗАПЕСОЦКИЙ – Да, безусловно, но если вы хотите нормально работать и не нести убытки, вам нужны надежные, проверенные, опытные и, скажем так, подготовленные по старой системе, потому что новая система не устоялась и дает серьезные сбои.
- А может быть это связано с тем, что выпускники подготовлены плохо, они не устраивают работодателя с этой точки зрения?
А.С. ЗАПЕСОЦКИЙ– Вы знаете, выпускники подготовлены, действительно, хуже. Это касается, в первую очередь, школ, это переносится далее в вуз. Но здесь, видите, есть два компонента – один компонент это непосредственные знания, профессиональные знания. Скажем прямо, на в советское время знания выпускников не очень устраивали работодателей, и была такая полушутка - полуправда, что «Забудьте все, чему вас учили в вузе, и вот теперь начинайте учиться заново».
- На практике.
А.С. ЗАПЕСОЦКИЙ– Но есть существенная разница. Во-первых, скажем так, старое образование давало выпускникам картину мира. А когда они приходили на какое-то конкретное рабочее место, они могли не очень хорошо знать профессиональные технологии, но именно широкая базовая подготовка понимания, видения мира - они позволяли достаточно быстро адаптироваться именно к условиям конкретного производства, что всегда необходимо, поскольку вузам вообще очень тяжело готовить для конкретных рабочих мест. Но здесь есть и более серьезная проблема вторая. Дело в том, что за последние 25 лет государство перестало спрашивать с системы образования за очень важную компоненту, вторую компоненту образования, – это воспитание. А когда и человек получает знания, и приходит на работу, очень большое значение играют те же самые дисциплина, ответственность, мотивация, позиционирование человека по отношению к тому делу, которое он делает.
- Извините, а можно перебью?
А.С. ЗАПЕСОЦКИЙ– Да.
- А разве вопросы воспитания и, возможно, синоним поведения – это не осталось в школе? Ведь в вуз, наверное, уже студент приходит с каким-то представлением о том, как себя надо вести.
А.С. ЗАПЕСОЦКИЙ– Да. Приходят…
- Неужели этим надо заниматься во взрослом возрасте?
А.С. ЗАПЕСОЦКИЙ– К сожалению, ну, во-первых, 17 лет это совсем не взрослый возраст.
- Ну, это мы можем поспорить, конечно.
А.С. ЗАПЕСОЦКИЙ– Вы со мной можете поспорить, конечно, но я работаю ректором 25 лет и я хорошо вижу студентов с их настроениями, с их отношениями к учебе, ответственностью и так далее. Я думаю, что воспитывать нужно реально до конца вуза, и это, действительно, серьезная проблема, поскольку, если этим не заниматься, то мы испытываем колоссальные проблемы с усвоением материала, с отношением к учебе, а затем с этими же проблемами сталкивается и работодатель. Надо еще нам достаточно хорошо понимать, что школа сейчас стала государством пониматься, как некая такая коммерческая организация, и точно так же понимаются вузы. Эта воспитательная составляющая – она и из школы убрана, и учителя в редких очень местах сегодня занимаются воспитанием, но деньги зарабатывают очень хорошо, их на это ориентирует усиленно целая система новых образовательных документов. Я вам скажу, что при нашем Университете есть гимназия, куда приходят ребята 8-9 и 10 классы, мы можем сравнивать.
- Она специализированная?
А.С. ЗАПЕСОЦКИЙ – Она готовит к нашему Университету, она, конечно, предназначена для детей, родители которых не справляются с ситуацией, они загружены по работе, и бабушка и дедушка тоже не справляются. Это гимназия с полным пансионом. Когда родители не уверены, что они хорошо подготовят детей в вузы, они отдают в эту гимназию. И мы всегда можем померить, насколько школьная оценка обеспечена реальными знаниями. Лет 7-8 назад средний балл школьный приходящих к нам детей был 4,2, а обеспеченность реальная, есть точные тесты, которые позволяют это сделать, она была 3,8. В последние пару лет средний балл школьный тот же самый 4,2, а средняя обеспеченность знаниями реально 2,8. Это очень неприятная тенденция. Но есть и целый ряд психологических тестов, которые позволяют померить изменения от поколения к поколению, которые происходят за последние 7-8 лет. Большой очень крен в индивидуализм, дети не хотят работать с товарищами в коллективе, они борются, скорее, чем сотрудничают.
- Каждый думает о карьере своей индивидуально.
А.С. ЗАПЕСОЦКИЙ – Вы знаете что, это уже на уровне инстинкта, ты должен как-то подавить окружающих, подняться сам, но на реальном производстве все-таки более присущ работе реальной, практике, - более присущ командный стиль, когда на любом практически предприятии и фирме очень важно взаимодействовать, помогать, выручать. И здесь потеря коллективизма это нехорошая потеря.
- Тоже проблема воспитания, скорее?
А.С. ЗАПЕСОЦКИЙ – Да, вы знаете, вообще это, безусловно, проблема воспитания так же, как проблема мотивации к учебе, так же, как воспитанию поддаются креативные качества. С креативными качествами ситуация после школы, вернее, к концу школы она также резко ухудшается.
- Извините, «креативные качества» - это мы что имеем в виду, например?
А.С. ЗАПЕСОЦКИЙ – Творческие качества, или, например, способность работать с информацией, например, анализировать информацию. Современный старшеклассник очень легко скачивает из интернета, он найдет абсолютно все, что угодно, что надо, чтобы скачать. Но если ему надо взять в руки, ученику 10-11 класса, два разных текста по одному и тому же поводу, сравнить их, высказать свое мнение, здесь начинаются уже очень серьезные проблемы. И для нас в Университете важно на первом курсе, чтобы у детей уже были определенные задатки, которые позволяют им заниматься научной работой и вырабатывать свое мнение. Мы даже «пятерку» на экзамене не поставим, если у нас студент отвечает просто, что ему дали на лекции, он должен привести еще минимум три - чтоб получить «пятерку», подчеркиваю, - три примера из какой-то литературы дополнительной, которую он сам освоил, с разными точками зрения, он должен сравнить и свое мнение высказать. А школа этому сейчас не учит совершенно, если иметь в виду среднюю и массовую. Проблем очень много, поэтому в Университете мы стараемся уделять внимание дисциплине, мотивации, какой-то разъяснительной работе, подготовке к работе в реальных условиях рынка, а она очень сильно отличается от того, вот ситуация рынка, к чему готовы люди на выходе из школы. Поэтому в Университете нам приходится, скажем так, за школой дорабатывать все больше и больше.
- В эфире «Эха Москвы» Александр Запесоцкий, ректор Санкт-Петербургского Гуманитарного университета профсоюзов. Как у себя в вузе вы решаете эти вопросы дисциплины, воспитания? Это на каждой паре профессор, педагог, он должен…
- Должен что-то сказать?
- В определенной манере он должен что-то сказать, или, может, у вас целый курс какой-то?
А.С. ЗАПЕСОЦКИЙ – Нет, вы знаете, это определенный комплекс такой деятельности, выстраивающей, конечно, отношение студентов к занятиям. Они подписывают контракт, в контракте прописаны определенные вещи, и студенты, как правило, даже не читают контракт, где прописаны их обязательства, например, обязательство посещать все занятия. И тогда со студентами начинается работа, и им объясняют, что так делать нельзя. Если это не помогает, то случаются конфликтные ситуации. Я работаю 25 лет уже ректором, в этом году отмечу 25, я старейший ректор в стране, и мне пришлось, к сожалению большому, это было неизбежно, но мы прошли через целый ряд конфликтных ситуаций, после которых проблемы улетучивались мгновенно. Например, в 96-м году я был вынужден отчислить одномоментно утром 2 сентября 300 студентов, которые прогуляли 1 сентября. А ситуация была в том, что учебный год в вузе, это из советского времени перешло, это была профсоюзная школа культуры, и тогда там учились взрослые люди, очень так снисходительно ко всему относившиеся, они появлялись на занятиях иногда в конце сентября, а иногда в начале ноября, загорелые. Объясняли тем, кто ходил на занятия, как настоящие люди должны проводить «бархатный сезон», а потом оказывалось, что они пропустили лекции, не могли нормально учиться, и мешали остальным, кто на лекциях был, кто был на занятиях. Бороться с этим было какими-то такими обычными методами почти невозможно.
- Подождите, но все-таки те люди, которые пришли в конце сентября, они совершили, то есть понятно, что они пропустили целый месяц, зачем же отчислять тех, кто пропустил всего один день?
А.С. ЗАПЕСОЦКИЙ – Вы знаете, это все было до поры до времени. Было массовое отношение людей к занятиям, как к чему-то необязательному. И какие-то разовые акции, разовые беседы, разовые попытки выяснить отношения – они не приводили к результатам. Тогда мы отчислили 300 студентов, был большой скандал, мы с ними 7 часов беседовали, я лично беседовал два раза 4 часа плюс 3 часа. И мы им объясняли, что так жить нельзя. После чего мы большинство восстановили, кто согласился принимать наши правила, но после этой истории, после этого конфликта за 20 лет у меня не было ни одного студента, пропустившего занятия 1 сентября.
- Но все-таки, ведь, оценка студентов производится… и для этого есть сессии. Те люди, которые не справляются с сессией, наверное, отчисляются. Но это как-то в других вузах так идет. У вас получается какой-то институт благородных девиц.
А.С. ЗАПЕСОЦКИЙ – Вы знаете, что я уже слышал такое определение по отношению к нашему вузу. У нас получается вуз со 100% трудоустройством на выходе и конкурсом 50 человек на место на входе, и с чрезвычайно высоким на сегодня баллом ЕГЭ. У нас в вузе не принято сачковать, не принято пропускать занятия, не принято чего-то не знать, когда ты пришел на семинар, то есть достаточно жесткие требования к подготовке, такие же, какие есть на сегодня в лучших университетах мира. Но избавить студентов от дурных привычек, которые появляются еще со школы, достаточно сложно.
- Какие привычки?
А.С. ЗАПЕСОЦКИЙ – Дурные? Болтаться 4 года, там, бакалавриата не пойми где – по пивбарам, по ночным клубам.
- А что в этом плохого? Как это связано с успеваемостью?
А.С. ЗАПЕСОЦКИЙ – Когда вместо занятий, что в этом хорошего?
- А вместо, вместо.
А.С. ЗАПЕСОЦКИЙ – Конечно.
- Я просто подумал, что Вы таким образом покушаетесь на личную жизнь Ваших студентов.
А.С. ЗАПЕСОЦКИЙ – Вы знаете, на личную жизнь до определенной степени мы покушаемся, там, где студенты пытаются превратить некоторые обязательные для студента вещи в личную жизнь, ну, например, вместо лекций идти куда-то и валять дурака. Ты должен быть на занятиях. Если тебе лекция не нравится, обратить в деканат и мы будем рассматривать работу преподавателя и его заменять, если он не устраивает студентов. Но обе стороны учебного процесса должны очень напряженно работать – и преподаватель, и студент. Иначе никто меня не убедит, что человек, который сачковал в вузе, он получит полноценный диплом.
- Простите, а после того, как вот студент сходил на лекцию и, например, выучил какой-то курс, подготовил домашнее задание, должен ли студент нынешний, современный идти работать или вот
5 лет или 4 года, все время, что он находится в вузе, надо только учиться?
А.С. ЗАПЕСОЦКИЙ – У нас студенты работают. Правда, на
1-ом курсе у них это не получается, потому что есть проблемы перестройки вот к новому режиму жизни, у нас очень много ребят иногородних, 2/3, они приезжают из разных уголков страны, им надо организовать свой быт, надо элементарно что-то наладить, плюс к этому нам нужно, ведь вуз – это совершенно иной режим работы, нежели школа, нужно к этому ко всему перестроиться. Я не говорю уже о том, что надо себя покормить, надо себе постирать. Работа на
1-ом курсе не получается. Но, начиная примерно с 3-го курса, ребята уже подрабатывают, подрабатывают по специальности, и мы им помогаем хорошо подработать летом. Но вузовские часы отдай вузу, отдай работе с преподавателями, отдай самостоятельной подготовке, иначе потом не будет вот этого самого стопроцентного трудоустройства.
- Я хотел на секунду вернуться к вопросам воспитания и к тому, покушается ли Университет на личное пространство своих студентов. Хорошо известен в сети, я бы сказал, скандал все-таки, связанный с Вашими высказываниями о селфи, о том, как ведут, какие фотографии люди, ваши студенты постят в своей социальной сети. Вот это не считаете ли Вы чрезмерным покушением на личную жизнь?
ЗАПЕСОЦКИЙ А.С. – Вы знаете, что я Вам скажу? Вот еще раз подчеркну, я работаю ректором 25 лет, и, конечно, достаточно часто имеют место скандалы, но они не у нас в Университете, а они за пределами. Потому что журналисты видят достаточно поверхностно многие вещи, которые у нас происходят, не трудятся разобраться, приписывают какие-то ложные значения происходящему. Я ни слова не сказал нашим студентам, например, о селфи, наши студенты сами подняли вопросы о том, что некоторые члены студенческого сообщества ведут себя неправильно, выкладывают элементы своей личной жизни на всеобщее обозрение.
- Вы поддержали этих студентов?
А.С. ЗАПЕСОЦКИЙ – Да я еще пока совсем ничего не делал по этому поводу, я им не говорил – хорошо и плохо. Правда, после их обращения мы провели заседание Ученого совета, на котором, кстати, при принятии решения я не присутствовал, но я думаю, что это решение содержит рекомендации к студентам чрезвычайно аккуратно выкладывать элементы своей личной жизни в социальные сети. В чем тут дело? А дело тут в том, что сегодня от 56 по разным исследованиями до 70% людей, которые набирают работников себе в фирмы, мы говорим, конечно, не о тех, кто кирпичи кладет и не о водителях автобусов, он собирают досье своих кандидатов по тому, что люди публикуют в социальных сетях. Вот это огромный подарок работодателю, потому что когда человек просто пришел с улицы с дипломом какого-то хорошего вуза, он хорошо одет, подстрижен, он старается быть очень милым, и вот в этот момент работодатели как раз выкладывают на стол и начинают смотреть то, что помощниками собрано в сети. И очень часто неправильное поведение в сети, такая избыточная презентация своей личной жизни становится мотивом для отказа в работе. Об этом работнику могут и не сообщить, но опросы работодателей именно это показывают. И мы можем сегодня очень определенно сказать, что категорически не нравится работодателям. Избыточное внимание, проявляемое к кандидатам на работу, к наркотикам; избыточное внимание к спиртному и легкомысленное поведение со спиртным; чрезмерная информированность, ну, выкладывание массы материалов о своих сексуальных контактах, о своей личной сексуальной жизни; мат очень не нравится, и я бы еще назвал агрессивное поведение в Сети, потому что агрессивное поведение это то, чего не хочет видеть от своего работника ни один работодатель. Вот это примерный на сегодня круг проблем, по которым анализируются работодателями социальные сети.
- Я просто, честно говоря, думал, что…
- Про наркотики и алкоголь я могу согласиться, это все-таки тревожно, если ты нанимаешь на работу к себе специалиста, который злоупотребляет тем или иным, это, наверно, плохо. Не совсем понял вас про сексуальную жизнь, я просто не встречал такие какие-то снимки в том же Instagram, в Facebook, это что надо делать?
А.С. ЗАПЕСОЦКИЙ – Господи Боже мой.
- Я не знаю, на что Вы смотрите, что это за аккаунты?
А.С. ЗАПЕСОЦКИЙ – Я не смотрю ничего, смотрят работодатели. Я иногда вижу в средствах массовых коммуникаций информацию о том, за что выгоняют людей с работы. Вот, скажем, судью-даму в Сибири выгнали с работы за легкомысленные фотографии с бутылочкой. Судья, федеральный судья, она целовала бутылку, она прижимала ее к груди и так далее, это сочли…
- Таких историй много, это правда.
А.С. ЗАПЕСОЦКИЙ – Да.
- Из Аэрофлота, по-моему, увольняли стюардессу, которая показывала средний палец пассажирам. Такое бывает, но все-таки мне кажется, что работодатель в первую очередь, наверное, смотрит на эффективность. Есть испытательные сроки, есть какие-то способы, инструменты, проверить, подходит ли им тот именно человек.
А.С. ЗАПЕСОЦКИЙ – Да, да. Может быть, он и смотрит, если, конечно, дойдет человек до испытательного срока и до эффективности.
- А, Вы имеете в виду, что на стадии отбора резюме эти люди отсеиваются.
А.С. ЗАПЕСОЦКИЙ – Конечно, конечно. На стадии именно отбора и приглашения на работу.
- А Вы своим студентам объясняете просто, что к чему это может привести, или для Вас это своего рода тоже риски, потому что Вы предлагаете работодателю тот продукт, который Вы сделали.
А.С. ЗАПЕСОЦКИЙ – Я, безусловно, предлагаю работодателю продукт с дипломом, который я подписал, я поставил свою подпись, я за это отвечаю. И, конечно, работодатель от меня ожидает человека, который его не будет подводить, начиная от того, что он не будет опаздывать на работу, он не будет воровать скрепки, он не будет делать еще много всяких разных неприятных вещей для работодателя, в том числе он и не будет вести себя легкомысленно и наносить урон фирме. Что касается каких-то рисунков, я еще раз вам скажу – я лично не занимаюсь социальными сетями студенческими, это проблема у нас была поднята студенческим активом, поскольку в этом видится определенная опасность для репутации вуза, для диплома, для студенческого сообщества в целом. И у нас довольно-таки зрелая общественная организация молодежная, и вот они сейчас активно ставят эти вопросы.
- У себя в вузе Вы студента будете отчислять за фотографию с бутылкой?
А.С. ЗАПЕСОЦКИЙ – Наверное, я вообще не буду им заниматься до определенного момента.
- До какого?
А.С. ЗАПЕСОЦКИЙ – Есть масса людей, которые до меня этим должны заниматься. Я вам могу сказать, что у меня в 2005 году был неприятный прецедент, к счастью, один, когда мы отчислили студентку, ругавшуюся в интернете матом. История была достаточно простая, девочка сидела…
- У нас только полторы минуты.
А.С. ЗАПЕСОЦКИЙ– Что?
- Полторы минуты у нас.
А.С. ЗАПЕСОЦКИЙ – Да, сидела на занятиях, дважды-трижды ей преподаватель сделал замечание, она вышла из аудитории, пошла и стала в интернете его ругать нецензурно. Студенты возмутились, преподаватель был ни много ни мало лауреат Венецианского кинофестиваля, и сказали, что не хотят с ней учиться. Была отчислена.
- Если позволите, краткий вопрос, на минуту буквально времени. Если студент на третьем или на последнем курсе решает, что это не его, вы замечаете это по его поведению?
А.С. ЗАПЕСОЦКИЙ – «Не его» - что?
- Что это не его выбор, не его путь, не его профессия, что он ошибся.
А.С. ЗАПЕСОЦКИЙ – Если это не его профессия, студент спокойно забирает документы и уходит в то место…
- Но он же не будет отказываться от диплома, к которому он столько шел.
А.С. ЗАПЕСОЦКИЙ– Либо он работает, выполняет все требования, получает диплом и потом переквалифицируется, либо он уходит в другой вуз.
- Это нормально? Такое бывает в Вашей практике?
А.С. ЗАПЕСОЦКИЙ – Вы знаете, такое бывает, потому что люди в 17 лет они вообще еще не очень четко представляют, для чего Господь их создал.
- 10 секунд Вам на реплику небольшую. Вот Артем пишет: «Все, что Вы рассказываете, получается, что у Вас какой-то гарнизон и вообще не пахнет духом студенчества».
А.С. ЗАПЕСОЦКИЙ – Вы знаете, достаточно придти к нам в Университет, у нас великолепная студенческая жизнь, чрезвычайно интересная и очень привлекательная, и на наши мероприятия мечтает попасть полгорода.
- Ваша рекомендация студентам, если они хотят устроиться на работу – надо вести себя тише воды, ниже травы?
А.С. ЗАПЕСОЦКИЙ – Надо вести себя аккуратно и соответствовать нормам приличия, потому что социальные сети это форма общественной жизни.
- Вопрос – кто определяет эти нормы?
А.С. ЗАПЕСОЦКИЙ – Общество.
- Спасибо. Спасибо большое. Александр Запесоцкий, ректор Санкт-Петербургского Гуманитарного университета профсоюзов в эфире «Эха Москвы». Александр Сергеевич, спасибо Вам большое.