Университет профсоюзов учится удаленно уже месяц: очные занятия отменены с 26 марта. Преподаватели и студенты перестраивались буквально на ходу, времени на адаптацию и раскачку не было ни у кого. Это и понятно – середина второго семестра, впереди огромное количество нового важного материала, множество тестов, контрольных, творческих заданий и, конечно, экзаменационная сессия. Как и когда все успеть? Оказалось, что все не так страшно. Сегодня, после месяца жизни на «дистанционке», стало очевидно: СПбГУП успешно справился с непростой задачей и в кратчайшие сроки перенес весь учебный процесс в онлайн.
Помогло то, что к практическому освоению дистанционных технологий и преподаватели, и студенты приступили заранее. Университет с начала учебного года в плановом режиме внедрял платформу Moodle, модульную объектно-ориентированную динамическую учебную среду, одну из самых успешных современных мировых разработок в области организации онлайн-обучения. Работа шла активно: к концу марта были оцифрованы практически все базовые учебные курсы и лекционные материалы, многие преподаватели отучились на курсах повышения квалификации и стали уверенными пользователями Moodle. Студенты тоже получили навыки работы в этой среде.
Интересно, что преподаватели в новом формате освоились быстрее, чем студенты. Да, возросла нагрузка: объяснять письменно сложнее и занимает больше времени, чем устно. Да, приходилось на ходу изобретать новые способы подачи материала. Да, без личного контакта с ребятами зачастую непонятно, насколько хорошо идет усвоение новой информации. Но все эти проблемы оказались решаемы.
![](https://www.gup.ru/upload/medialibrary/c3a/k.jpg)
Лада Владимировна Кудрина, старший преподаватель кафедры журналистки, факультет культуры
Сначала было непонятно, что оставлять ребятам на самостоятельную проработку, а что объяснять на вебинарах. Например, мне казалось, что записанных материалов по теме «Репортаж» будет достаточно для усвоения этой темы, но в итоге оказалось, что это не так. Я поняла, что самое эффективное в моем курсе – строить его в онлайне так, как если бы я читала его в аудитории. Теперь я даю студентам теоретический материал и на вебинарах сразу же демонстрирую, как это работает, совмещаю теорию с практикой.
![](https://www.gup.ru/upload/medialibrary/16d/markina.jpg)
Кира Николаевна Маркина, кандидат культурологических наук, доцент кафедры рекламы и связей с общественностью факультета культуры, заместитель заведующего кафедрой по учебной работе
Сложно было приспособиться к тому, что из-за отсутствия живого общения я не могу прокомментировать большую часть трудных моментов. Когда я отвечаю в сообщениях на вопросы студентов, то получается взаимодействие тет-а-тет, остальные-то этого вопроса и моего объяснения не слышат. У меня почти 80 ребят, тяжело удержать в голове, кто что знает, кто что спросил, кто чего не понял. Тут очень помогает мое знание, что из себя представляет тот или иной студент. К некоторым я сама обращаюсь, интересуюсь, понял ли он материал.
Студенты труднее адаптировались к новому формату обучения. Несмотря на то, что платформой Moodle ребята освоились быстро, часто приходиться «бороться» с техникой. Перебои с доступом к интернету, «подвисшие», не справляющиеся с нагрузкой сайты и системы, трудно «уходящие» большие по объему презентации заставляют понервничать. К тому же резко возросло количество материала, который нужно разбирать и усваивать самостоятельно, сложно уследить за дедлайнами по домашним заданиям и распределить свое время так, чтобы все успеть вовремя. Многие ребята сидят «над учебниками», по их словам, почти круглосуточно. И, конечно, не хватает живого человеческого общения как друг с другом, так и с преподавателями – чаты и вебинары этого не компенсируют.
![](https://www.gup.ru/upload/medialibrary/e91/zimina.jpg)
Евгения Зимина, 1 курс, факультет культуры (журналистика), Мурманск
Легко было разобраться в системе: подписаться на курсы, загрузить задание было не ново. Сложности возникают в моменты, когда есть проблемы с выходом в интернет, а ты в это время должен загрузить задание или присутствовать на вебинаре. Лично я сталкивалась с этим несколько раз.
![](https://www.gup.ru/upload/medialibrary/024/sakhipova.jpg)
Дилара Сахипова, 1 курс магистратуры, факультет культуры (реклама и связи с общественностью), Стерлитамак
Основной плюс дистанта в том, что ты учишься в то время, которое для тебя удобно и наиболее продуктивно. Основной минус – это, конечно же, то, что дома сложно настроиться на учебу. Еще минус - нет возможности здесь и сейчас посоветоваться с одногруппниками. Современные технологии позволяют общаться, но коллективный разум лучше ощущается именно в университете, где все настраивает на учебу. Лично мне на дистанте стало намного легче через 2-3 недели, так как выработалась привычка учиться самостоятельно, повысился навык самодисциплины.
![](https://www.gup.ru/upload/medialibrary/92b/lisevich.jpg)
Эвелина Лисевич, 1 курс, факультет культуры (журналистика), Туапсе
Самое сложное в дистанционном обучении - это домашние задания, их очень много и они очень трудоемкие. Я выработала для себя наиболее оптимальный график работы. Занимаюсь 2-3 часа, изучаю основной материал, ищу дополнительный, качественно выполняю задание и минут 10-15 отдыхаю. Потом еще 2-3 часа работы – и «большая перемена» на час-полтора, после чего снова сажусь за учебу. Переключаюсь на чтение, делаю зарядку, играю на гитаре: занятия музыкой - лучшая разгрузка. У меня есть проигрыватель для «винила», и это поистине великолепная вещь, он мне очень помогает. Генеральная уборка и дрессировка кота – также отличные способы немного отвлечься от учебы.
Студенты и преподаватели довольны друг другом и тем, как проходит дистанционное обучение. Но есть и «узкие моменты», с которыми ребятам справиться тяжело.
![](https://www.gup.ru/upload/medialibrary/363/savinkova.jpg)
Светлана Савинкова, 1 курс, факультет культуры (реклама и связи с общественностью), Санкт-Петербург
Хотелось бы более точных формулировок в заданиях. Ведь мы отвечаем на вопрос так, как его поняли, и пару раз сталкивались с тем, что преподаватель имел в виду нечто другое. Сложно четко контролировать потоки домашнего задания и занятий, быть в курсе дедлайнов. Нас выручают помощники старосты группы – они следят за всеми дедлайнами и скидывают в общую беседу напоминания.
Евгения Зимина, 1 курс, факультет культуры (журналистика), Мурманск
Хочется пожелать преподавателям, чтобы они были несколько более снисходительными к студентам, так как в условиях дистанционного обучения материал даётся намного сложнее. Хотела бы также выдвинуть предложение. Так как объём заданий достаточно серьёзный, то было бы замечательно, если бы в период майских праздников преподаватели вновь открыли бы задания для того, чтобы студенты доделали все, что не удалось!
Вывод из месяца «дистанционки» у всех пока одинаковый: так учиться можно, но не постоянно. И преподавателям, и студентам нужны, как воздух, личные встречи, живое общение, и, конечно, удивительная творческая Университетская атмосфера!