В совещании также приняли участие сотрудники администрации и приемной комиссии Университета. Обсуждались вопросы адаптации студентов к учебному процессу в вузе.
В своем выступлении ректор СПбГУП академик А.С. Запесоцкий отметил, что основными задачами кураторов являются помощь первокурсникам во включении в университетскую жизнь, приобщение к основам корпоративной и петербургской культуры, подбор и выявление лидеров в студенческой среде, предупреждение и своевременное выявление потенциальных нарушений. Особое внимание в работе кураторов должно быть уделено контактам с родителями первокурсников, чье участие в университетской жизни всячески приветствуется ректоратом.
Система кураторов существует в СПбГУП с 1995 года. Кураторы избираются из числа опытных преподавателей и сотрудников, большинство из которых имеет многолетний опыт работы со студентами. В результате активной деятельности кураторов за последние годы значительно повысилась активность участия студентов в университетских мероприятиях, а количество нарушителей учебной дисциплины уменьшилось.
ВСТРЕЧА
ректора Запесоцкого А.С. с кураторами студентов 1 курса
09.09.2020 (фрагменты)
Уважаемые коллеги, необходимо поговорить о переходном периоде у первокурсников. О разнице в их жизни в школе и вузе. Надо сфокусировать внимание родителей на существующих проблемах. Громадное большинство родителей до конца не понимает сложности перехода детей от школьной к вузовской системе.
Многим кажется, что это легко, что это просто. Вот приехал, начал учиться, много подводных камней, которые и студенты, и родители не замечают. На самом деле существует много подводных камней, которые и студенты, и родители не замечают. Иногда у студента начинаются серьезные сбои, а человек свою ситуацию осмыслить не может. Есть трудности, которые надо и нам понимать, и надо понимать родителям. Радикальным образом меняется вся жизнь молодого человека.
Еще вчера находился под родительским крылом – сегодня перестал. В громадном большинстве случаев у наших детей, у наших студентов хорошие родители. Они внимательно относятся к детям. В школьные годы родители заботятся о том, чтобы дети были в хороших школах, контролируют учебный процесс, свободное время, контакты (с кем дети общаются), отношения мальчиков с девочками, девочек с мальчиками, у кого какие друзья.
Родители это не делают системно. Но когда появляются какие-то угрозы, например, плохая компания, они тут же включаются в ситуацию. Это происходит обязательно. Я не представляю себе нормальных папу, маму, которые не реагируют, к примеру, если дочка не приходит ночевать домой. Или мальчик приходит пьяный. Как правило, в хороших семьях детей держат в рамках. В результате они, собственно, к нам и приходят с очень высокими баллами ЕГЭ. И вдруг, вот теперь эта система родительского контроля исчезает. Ребенок приехал сюда – и никакого контроля родителей. И что, ребенок будет вести себя так, как до вуза? А почему, собственно?
Да, он хорошо воспитан, но появляется новая совокупность факторов, в которой студент выстраивает новые модели поведения. И делает это без опеки родителей. И, если человек попадает на квартиру, а не к нам в Дом студентов, различные опасности возрастают многократно.
Второе – потеря учительского контроля. Что означает учиться в хорошей школе? – Учитель, классный руководитель контролируют ситуацию в классе. Ситуация в классе выстраивается на протяжении длительного периода времени.
Учитель не наблюдает за каждым ребенком специально и непрерывно каждый день, все дети в классе находятся в выстроенной системе социальных отношений, которые регулируют поведение каждого ребенка. Чуть что-то в коллективе происходит не то, и учитель быстро это понимает. Хорошая школа – это серьезный контроль за ребенком.
И вот когда они к нам приезжают, нам надо в какой-то степени не только родительский, но и учительский контроль компенсировать. Для этого кураторы и предназначены.
Интересно, что иногородние студенты, заканчивающие наш Университет, делают карьеру в среднем успешнее петербуржцев. Здесь существенную рль играет школа жизни в Доме студентов.
Там благоприятная для взросления ситуация, нужный набор персонала, психолог, дежурные по этажам, студенческий актив, который регулирует многое из происходящего.
Ребенок, который попадает в Дом студентов, не просто там получает койку, не просто там ночует, а попадает в определенную социальную среду. А для того, чтобы создать сегодняшнюю атмосферу, нам понадобилось более двадцати лет. Работает Студсовет, хорошо зарекомендовавшие себя старшекурсники, которые ставят в правильные рамки младших.
Атмосфера в Доме студентов во многом заменяет родительский контроль. И люди сосредотачиваются на деле. Есть интересный, содержательный досуг, есть и отличные условия для занятий. У нас в 5 раз отчислений меньше в процентном отношении среди проживающих в Доме студентов по сравнению с теми, кто живет на квартире.
Вот селится первокурсник на квартиру, а к нему приходят гости. Он их что, в 11 вечера отправит по домам? Да нет, могут и до утра остаться. Он сможет при гостях заниматься, если ему надо к семинару готовиться? Да ни за что. Стоит человеку снять квартиру и он начинает обрастать контактами. Они, казалось бы, и неплохие, но они не направлены на нужную нам социальную адаптацию. Университет – это не только учеба. Это социальная и культурная среда. И на ее формирование работают деканаты, педагогический коллектив, кураторы, студенческий клуб, студенческие самоуправляемые организации, дежурные по этажам в Доме студентов. И так далее.
Еще один важный вопрос – контроль за участием человека в учебном процессе. В хорошей школе существует ежедневный контроль за готовностью детей к занятиям. В вузе все иначе.
В школе попробуй не приготовиться к уроку, попробуй вечером не сделать уроки, утром на уроке будет позор. А в вузе первые две недели лекционные занятия, никто не вызывает к доске. Дети, которые не обладают силой воли, способностью к самоорганизации, они уже считают, что они в «рай» попали, неделями можно не заниматься.
А дальше идут семинарские занятия, а там совершенно не обязательно каждого вызовут. Активные студенты выступают, а пассивные отсиживаются за их спинами. А потом приходит аттестация, у некоторых начинаются проблемы. Дальше отсев происходит. Сессия. Экзамены, отчисление ленивых.
Я убежден, абсолютно убежден, что у нас в Университете любой поступивший на 1-ый курс в принципе может получить диплом. Любой. При одном условии – что он час-полтора занимается после занятий каждый день. Но если ты накапливаешь долги, у тебя в сессию появляются проблемы.
Итак, нет родителей здесь – раз, нет учителей и родного класса – два. Иная система учебы – три. Четвертое – новая молодежная среда, компания сверстников за пределами вуза. (Много перемен!) И вот все изменения одновременно суммируются.
А тебе еще надо научиться пользоваться большим городом, а тебе еще надо научиться себя обслуживать, а тебе еще надо суметь просыпаться и попадать вовремя на занятия. В сумме это все – перемены в жизни, драматические перемены. Студенты – люди неопытные.
Еще одна проблема: дети снимают квартиры в элитных домах, с консьержами что ли? Определенное количество преступлений против наших детей совершается в подъездах. Излюбленное место для того, чтобы сотворить преступление. Если вырвали сумочку – считай, легко отделалась… Родители все это особенно в голову не берут. А вам надо это все им объяснять, вам надо с ними разговаривать.
Детям надо успешно пройти первый курс, войти в колею, узнать, где библиотека, как книги получать, освоить вузовскую систему занятий. А я знаю странных студентов, которые селятся на другом краю города, потому что они больше нигде квартиру не нашли. Иногда сняли жилье Бог знает где, полтора часа сюда ехать. Когда такую квартиру снимают, я понимаю, что на этом учеба закончилась, что они и в вуз-то никогда не попадут вовремя, потому что в 8.30 начало занятий. В 7 утра надо выехать из дома. И во сколько надо встать, чтобы привести себя в порядок, одеться? И люди теряют полтора часа сюда и полтора часа обратно каждый день на протяжении всего года. Колоссальные потери во времени.
Вот интервью в СМИ. Студентка, 100-балльница из какого-то маленького городка. Там, видимо, у себя звезда, с 5 лет занялась во Дворце культуры танцами, потом пошла в театральный кружок, потом еще какая-то театральная группа. А теперь она с восторгом рассказывает местной прессе, что она поступила в прославленный Гуманитарный университет профсоюзов. Она рассказывает, как у нас тут все замечательно, какой был огромный конкурс, как она прошла со своими баллами, а в конце пишет: «Во время учебы можно жить в Доме студентов, он расположен в одном здании вместе с вузом, но я туда не особо хочу. Мне хочется самостоятельности, я не люблю с кем-то в одной комнате жить, поэтому я буду снимать квартиру. А вообще в Доме студентов, там очень здорово, проходят разные мероприятия, часто приглашают звезд, часто бывают Боярский, Путин…».
Газета отмечает, что среди жителей городка – наша выпускница, знаменитый директор Дворца культуры, Заслуженный работник культуры РСФСР, Почетный гражданин города... Великолепная статья про наш Университет.
Но я, когда читаю, что девушка собирается снять квартиру, расстраиваюсь. Она может из благополучных детей легко стать вдруг неблагополучным студентом.
А это типичная вещь: «Мама, я взрослая, я хочу свободы!». Некоторые родители считают, что на съемной квартире условия лучше: «Мы не настолько бедные люди, чтобы покупать себе место в общежитии. Наш ребенок будет сейчас иметь однокомнатную квартиру, мы ему снимем». А другие считают последние копейки и экономят на Доме студентов.
…Что касается особенностей переходного периода, это в большой степени и ленинградцев затрагивает. У ленинградцев почему-то тоже родители думают, что должны внимательны быть к своему ребенку только до поступления в вуз. А потом ему говорят: «Ты большой, ты сам за все отвечаешь». Интересно, детям до конца 11 класса был нужен контроль. А теперь вдруг наступил день
1 сентября, дети пошли в вуз и контроль уже не нужен…
Мы проводили неоднократно исследования, кафедра социальной психологии этим занималась. Отмечена очень высокая тревожность у первокурсников – 9 из 10 Баллов. С контингентом первокурсников надо работать, чтобы этот уровень тревожности снижался.
А еще коллеги с кафедры физвоспитания на первых занятия делают тесты, связанные с физической подготовленностью студентов. У многих первокурсников в состоянии покоя пульс 90! При таком пульсе педагоги не могут с ними начать даже общеукрепляющие упражнения, и это тоже очень тревожно.
И еще вот, что надо донести до родителей. Сфера личной жизни студентов радикально отличается от того, что было в советское время. Большой город сегодня может повернуться к их ребенку весьма неприятными сторонами. А может быть во благо и на пользу. Многие имеют устаревшие представления о Ленинграде. А ребенок может окунуться в какой-нибудь ночной клуб, где наркотики продают, и судьба будет поломана, и очень быстро. Это очень серьезно. Я помню, приехал сюда в 16 лет, мог по городу гулять в любое время дня и ночи совершенно свободно, совершенно безопасно. Ни пьяных на улице, ни хулиганов, ни преступности никакой. Сейчас здесь совершенно другая городская среда. Есть Эрмитаж, Мариинка, выставочные залы восхитительные. И есть опасные места.
Сделайте в контактах с родителями со своей стороны все, что можете. Имейте в виду, что вы не можете их заставить что-то делать, и не надо заставлять. Но вы должны свой долг выполнить в том плане, что они должны знать наше мнение. Поэтому доведите до них наше мнение, нашу озабоченность, наши рекомендации. Надо не переубеждать, а максимально обстоятельно изложить нашу позицию.
Родители не обязаны принимать наши правила. Они могут перевести ребенка в другой вуз, где ему не надо будет ходить на занятия, где девочка может жить с тремя мальчиками сразу. Есть вузы, которым вообще наплевать совершенно на ребенка. Они там поставят экзамены в зачетку и все.
Мы должны максимально вежливо, деликатно обозначить родителям возможные проблемы. Посоветуйте родителям посмотреть новости университетские хотя бы за последний год. Они там увидят много любопытного…
Давайте, выполним свой долг. Коллеги, спасибо за внимание. Успехов вам в нашем сложном, многотрудном деле. Ну, и не болейте, конечно.