Алла Александровна в 1997 году защитила кандидатскую диссертацию по социальной философии на тему «Феномен детства: семиотический аспект социально-философского анализа», в 2014 году – докторскую диссертацию на тему «Язык как текст национальной культуры и форма репрезентации ее смысловых оснований». С 2004 года работает на кафедре социальной психологии СПбГУП.
Читает лекционные курсы и проводит практические занятия по дисциплинам: «Психологические методы индивидуальной работы: теория и практика», «Основы консультативной психологии», «Научные школы и теории в современной психологии», «Практикум по арт-терапии», «Психология культуры», «Методология социально-психологического тренинга», «Основы психотерапии» и др. Руководит работой психологической секции в рамках ежегодной кафедральной научной конференции СПбГУП. Является членом Ученого совета Университета.
Профессор Мельникова имеет более 140 публикаций, из них 3 учебных издания и 137 научных трудов, используемых в образовательном процессе.
Некоторые из научных трудов А.А. Мельниковой:
1. Мельникова А.А. Язык и национальный характер: взаимосвязь структуры языка и ментальности. СПб.: Речь, 2003 – 320 с.
2. Мельникова А.А. Культура трудовых отношений: профессиональное выгорание. СПб.: «Астер – Пресс», 2020. – 123 с.
3. Мельникова А.А. Лингвокультурология: формы репрезентации культуры в русском языке. СПб.: «Астер – Пресс», 2020. – 167 с.
4. Мельникова А.А. Образование как насилие: семиотический анализ// Образование и насилие. СПб., 2004.С. 69-92.
5. Мельникова А.А. Язык и этнические характеристики// Кросс-культурная психология: актуальные проблемы. Сборник статей. СПб: СПбГУ, 2005. С. 290-328.
6. Мельникова А.А. Анализ синтаксиса как метода познания национальной ментальности: русская онтология и гносеология в зеркале языка// Человеческий фактор: социальный психолог. Вып. 1(21), Ярославль, 2011. С. 27-47.
7. Мельникова А.А. Политика глобализации и глубинные основания культур// Политика и Общество. № 11. 2013. С. 1340-1345.
8. Мельникова А.А. Непрерывное образование от «Силиконовой долины»: выявление культурно-смысловых идей при анализе видеоряда// Непрерывное образование: XXI век. 2015. № 2 (10). С. 80-102.
9. Мельникова А.А. Культурно-психологические коды смысловых посылов образования по-американски// Проблемы психолого-педагогической работы с молодежью в поликультурной среде современного образовательного учреждения. СПб. 2016. С. 115-123.
10. Мельникова А.А. Культурно-психологические коды ментальности России в контексте глобализации и задач образования // Проблемы психолого-педагогической работы с молодежью в поликультурной среде современного образовательного учреждения. СПб. 2016. С. 111-116.
11. Мельникова А.А. Глобализация и обучение: методология психологического анализа визуализованных смыслов (на примере образования по-американски)// Библиотека «Диоген», 2018, том 26, вып. 1. – Болгария, Велико Тырново: Изд-во Великотырновского университета. - С. 165-179.
12. Мельникова А.А. Суицидальный терроризм: культурно-историческая проекция и современная реальность// Информационные войны. 2019. № 1 (49). С. 26-29.
13. Мельникова А.А. СМИ как ресурс: парадоксальность использования в современном коммуникативном пространстве// Вестник Санкт-Петербургского государственного университета технологии и дизайна. Серия 2: Искусствоведение. Филологические науки. 2019. № 4. С. 77-82.
14. Мельникова А.А. Терроризм в эпоху глобализации: опасности медиакоммуникаций// Век глобализации. 2020. № 1 (33). С. 102-108.
15. Мельникова А.А. Суицидальный терроризм как культурный феномен// Социально-гуманитарные знания. 2020. № 1. С. 74-82.