Впечатления студентов и преподавателей - слушателей лекции А. С. Запесоцкого
«О свободе, ответственности и смысле жизни»», прочитанной 27 февраля 2015 года
Глеб Смирягин, 2 курс, факультет культуры, направление подготовки «журналистика»:
Мы давно просили о встрече с ректором, и рады, что он нашел возможность обсудить с нами вопросы, о которых, я полагаю, наедине с собой задумывается каждый. Речь шла о свободе выбора и ответственности за него.
Александр Сергеевич открылся в совершенно другом свете: я увидел в нем человека, живущего той же жизнью, что и остальные, разве что облеченного большей ответственностью. Ну и, конечно, он - руководитель, который каждый день принимает нелегкие решения и заботится о студентах.
Лекцию очень оживляли конкретные примеры, которые ректор приводил, иллюстрируя тот или иной тезис. В частности, историю о том, как выворачивают смыслы некоторые недобросовестные журналисты, он показал через отношение к университетскому бейджу. Какие-то мутные люди пытались прошлой весной превратить наши бейджи чуть ли не в символ унижения студентов СПбГУП. А, по-моему, бейдж - это не ограничение свободы, а признак единства со студентами, и пропуск, если хотите, в мир знаний, в подлинный Университет.
Алина Корнеева, 1 курс, факультет культуры, специальность «реклама и связи с общественностью»
Лекция мне понравилась и дала пищу для размышлений на несколько дней. Больше других тезисов мне импонирует мысль о бессмысленности свободы дикаря, необразованного человека, о созидательной роли культуры, о том, что она нам - подспорье. Очень яркой была цитата о том, что правила в общественной жизни или в искусстве может нарушать лишь тот, кто хорошо их усвоил. Искренне считаю, что дисциплина поведения и ума - необходимое условие воспитания достойного человека.
А еще я люблю свою страну, и мне понравилось своеобразное разрешение не ориентироваться на Запад, ведь Европа, как отметил Александр Сергеевич, не выдержала бремени ответственности. То, что в мире происходит сейчас, во многом случилось от того, что западные лидеры перестали мерить свои поступки по совести...
Григорий Михайлович Бирженюк, заведующий кафедрой социально-культурных технологий, доктор культурологии, профессор:
Лекция А.С.Запесоцкого представляет интерес по двум главным причинам. Во-первых, лектор выбрал из двух путей подхода к раскрытию темы наиболее оптимальный. Дело в том, что эту тему можно было раскрыть сугубо академически, а можно - на личностном к ней отношении, на материале собственной судьбы. Этот, второй путь оказался очень продуктивным, поскольку оказалось, что достаточно абстрактные категории свободы, ответственности, смысла жизни оказываются очень конкретными и актуальными для каждого. Во-вторых, лекция интересная еще в одном аспекте. Аристотель говорил, что оратор должен владеть логосом (т.е. логикой и смыслом излагаемого), пафосом (эмоционально окрашивать текст) и этосом. Этос - это соответствие темы и текста, с одной стороны, и личности лектора, с другой. Здесь это соответствие было налицо, что аудитория могла прочувствовать в полной мере. И последнее. Было очень заметно, что еще многое осталось за рамками лекции (в том числе и в силу ограниченности времени). А это всегда хорошо, поскольку означает, что будут еще лекции, будет общение с интересным человеком...
Евгений Бреславский, 4 курс, юридический факультет
Сегодня Александр Сергеевич рассказал нам много интересного, как о вечных вопросах бытия, так и о злободневных политических проблемах. Он много цитировал знаменитых философов и писателей, почетных докторов Университета: Даниила Гранина, Дмитрия Лихачева, Михаила Боброва. Если главной целью лектора было заставить нас размышлять и думать, то она достигнута. Лично у меня вопросов появилось не меньше, чем ответов. И очень жаль, что дефицит времени не позволил задать их прямо в зале. Надеюсь, что я смогу сделать это при следующей встрече. Особенные эмоции у меня как у будущего юриста вызвали слова Александра Сергеевича о необходимости курса этики, о его значении в нашей профессии.
Елизавета Голуб, 2 курс, факультет культуры, направление подготовки «журналистика»:
Лекции Александра Сергеевича всегда очень интересны, полны ярких примеров, цитат интересных и близких ему людей. Он знает, как повеселить аудиторию, как сформулировать мысль, чтобы в головах слушателей осталось самое важное.
Мне кажется, что многие не только из моих ровесников, но и из людей много старше не могут определиться с тем, что есть свобода, пытаются ее измерить в категориях «много» или «мало», думают, как нести ответственность за свои поступки и решения, как, в конце концов, благодаря этому, найти свой смысл жизни.
Я думаю, что сегодня мы очень многое вынесли для себя. Это был по-настоящему серьезный разговор о простых, но исключительно важных вещах.
Позволю себе процитировать афоризм, который мне открыл Александр Сергеевич: «Кто-то создает ценности вокруг, а кто-то внутри себя, взращивая себя как ценность». Я буду размышлять об этом.
Никита Владимирович Гришанин, заведующий кафедрой рекламы и связей с общественностью, доцент, кандидат культурологии
Поражает, что при тех проблемах, которые обозначил сегодня ректор А.С. Запесоцкий, он остается оптимистом. Его слова о том, что мы сейчас живем лучше, чем вчера, что сегодня вопросы свободы и личного выбора более соответствуют поведению культурного человека, чем раньше, настраивают на положительное восприятие действительности.
Мне кажется, что сегодня образование переживает не худшее и не лучшее время. Институты образования в России и во многих странах мира заражены вирусами бюрократии и бумагомарания, виртуальными ценностями и ложным представлением о свободе. Молодежи стоит разобраться в этом. Молодым людям придется делать выбор источника информации: от страниц в социальных сетях, на которые они подписаны, до книг, которые лежат на полках магазинов, поскольку и страницы соцсетей и «модные» книги заражены этими вирусами. Университет с его ресурсами и образовательной системой является тем фильтром, который блокирует заразу и создает среду, в которой студент учится отличать добро от зла.
Поэтому слова Александра Сергеевича о том, что он как ректор делает каждый день осознанный выбор, что ему делать со «своей свободой» и с «вашей свободой» - настоящая реальность.
Екатерина Зырянова, 2 курс, юридический факультет
Огромное спасибо Александру Сергеевичу за такую насыщенную беседу. Он говорил о важных вещах, о том, что происходит у нас в стране и в мире, приводил примеры из университетской жизни.
Сейчас все очень сильно меняется: трансформируются идеалы, ломаются привычные с детства «картинки», переворачиваются принципы. Но остаются люди, чья жизнь может служить примером, на которых стоит равняться и даже держаться за них. Я говорю о неоднократно цитировавшихся сегодня Дмитрии Сергеевиче Лихачеве и Данииле Александровиче Гранине. Если сравнивать свои поступки с этими людьми, то можно изменить мир к лучшему. Они ведь это доказали. Я также согласна с тем, что Бог есть в каждом из нас, для каждого свой. И это, прежде всего, совесть и любовь, которым под силу спасти мир.
Антон Федосеев, экономический факультет, 4 курс
Ректор поднял сегодня несколько очень важных вопросов. Как раз сейчас мы определяемся с выбором жизненного вектора, стараемся отделить добро от зла, и, как ни пафосно это звучит, найти свое место на «доброй» стороне. А кто-то, возможно, уже сейчас пытается заставить замолчать свою совесть. На мой взгляд, лекция обозначила и наиболее острые противоречия в мировоззрении современного человека, с которыми нужно бороться для дальнейшего продвижения вперед.
Я думаю, что категории свободы, ответственности и смысла неизменны, но жизненный опыт, возраст, знания, открывают их с новой стороны. Лекция, безусловно, заставила подумать. Как мне кажется, многие ещё долго будут вспоминать это событие, с чем-то спорить, с чем-то, наоборот – соглашаться, но итог один: задумаются все!
Игорь Дронов, 4 курс, факультет конфликтологии
Я - сторонник понимания Университета так, как сегодня нам его представил ректор. Это место, где формируется картина мира, Universum, общее представление о том, как устроена жизнь. Я согласен с тем, что образование должно не только давать знания, но и воспитывать человека. Это ни в коем случае не услуга – это образ жизни, если хотите.
Для меня важно мнение Александра Сергеевича по массе вопросов, поскольку он - не только ректор, но и взрослый и успешный человек, которого я глубоко уважаю.
Олег Викторович Солод - проректор по творчеству, писатель, сценарист, драматург:
Слушая лекцию Александра Сергеевича, я вспомнил рассказ Роберта Шекли "Задать вопрос". В нём космонавт нашел на далёкой планете прибор, способный дать ответ на любой вопрос. Но для этого вопрос нужно было правильно сформулировать. Чего космонавту не удалось ни разу. Мне кажется, лекция Александр Сергеевича была ценна, прежде всего, этим: чередой точно и своевременно сформулированных вопросов, побуждающих слушателей самим искать правильные ответы.