БОРИС ВИШНЕВСКИЙ И «НОВАЯ ГАЗЕТА» – ОТВРАТИТЕЛЬНЫЕ ЛЖЕЦЫ
«Новая газета» поймана на лжи и двурушничестве. Очевидно, что лжецом является и ее бывший журналист Борис Вишневский, ныне – скандальный депутат петербургского Законодательного собрания.
Недавно газета разразилась статьей «Репутация встала дорого» (11.01.2016) – в защиту «бедного преподавателя» Григория Тульчинского, осужденного за выпущенную в 2007 году книгу «Истории по жизни. Опыт персонологической систематизации», которую сочли непристойной и оскорбительной многие из тех, кто был в ней упомянут. Да и те, кто знает упомянутых. В том числе родственники ушедших из жизни ученых и педагогов, имевших когда-то несчастье встретить на своем жизненном пути их самозваного биографа.
С тех пор, получив массу претензий, Тульчинский судится, ни перед кем не извинившись. Рвет на теле рубашку перед судьями, причитая о своей бедности, приносит справки, что философ, а «философу можно», пишет кассации и апелляции… Одним словом – крупный писатель. Выдающийся.
«Новая газета» возмущается, что очередной суд определил ему очередное наказание в 2 млн рублей за ложь о Санкт-Петербургском Гуманитарном университете профсоюзов. Дескать, «неподъемная сумма». Сумма, действительно, немалая. Но вполне сопоставимая со стоимостью автомобиля, который Тульчинский продал в декабре 2015 года, видимо, скрывая свое состояние от судебных приставов.
Теперь, наверное, ездит на такси. Ездить приходится много, так как «звезда философии» катается одновременно по трем вузам, рассказывая, видимо, осчастливленным студентам с уникальным юмором, что «культурология – это культ-урология» (цитата из книги, изобилующей подобными перлами). Есть у этого педагога в вузах и иные занятия: «если бы я у нее принимал экзамены, то хотя бы титьки зачеткой ей потеребил» (другая цитата из творения Григория Львовича). Не подумайте плохого, это он у студентки «титьки бы потеребил». Такое поведение преподавателя, по Тульчинскому, – норма жизни.
За эти занятия, безусловно, развивающие нашу молодежь, Тульчинский получает примерно 200 тыс. рублей в месяц. В том числе официальную надбавку за особый писательский талант в знаменитой Высшей школе экономики. Поскольку индекс научного цитирования работ Григория Львовича, мягко говоря, «не выпирает», видимо, доплачивают ему за выдающийся юмор и воспитательное влияние на деток. Иначе следует предположить, что ВШЭ расходует госбюджетные средства на деятельность пасквилянта, написание гадостей про профессуру других вузов.
Что и говорить, картину гонений судов на Тульчинского и вопиющей несправедливости судей «Новая газета» рисует ужасную. Но забывает упомянуть некоторые любопытные детали. Проиграв первый судебный процесс, Тульчинский заплатил всего 20 тыс. рублей, наврав про СПбГУП с три короба. Между тем, полный цикл обучения только одного студента в ведущих университетах Петербурга стоит свыше 1 млн рублей. А Тульчинский оболгал один из известнейших в стране вузов с квалифицированнейшей профессурой и высочайшим конкурсом. И такая сумма штрафа была ничтожной по сравнению с репутационным ущербом. Обычному абитуриенту ведь не всегда под силу разобраться, кто такие книжки пишет, настоящий профессор или заправский лжец…
Однако в первый раз суд внял плачу писателя о своей бедности. Пожалел Тульчинского. Отделавшись легким штрафом, лжец не раскаялся, а принялся и дальше распространять свое вранье, теперь уже через Сеть. И уже не небольшим книжным тиражом, а неограниченным по кругу читателей. Оно и понятно – если с таких брать по 20 тыс. рублей, чего же снова не лгать в свое удовольствие, пользуясь фактической безнаказанностью?
Очередной судебный процесс принес более чувствительное для пасквилянта наказание. Судя по всему, исходя из злостного нарушения закона Тульчинским, вызывающего характера поведения «философа». И это нормально. Рецидивистов всегда наказывают строже. Что же тут может не нравиться газете?
И вот по этому вопросу следует высказаться особо. Любопытно, что 19 июня 2008 года «Независимая газета» уже высказывалась в поддержку Тульчинского в связи с его книгой-пасквилем. Первая статья называлась «Мемуары без вранья». Журналист Борис Вишневский тогда порицал целый ряд российских СМИ за критические публикации в адрес Григория Львовича. Дескать, незаслуженно обвинили почтенного Тульчинского «в том, что его книга – плевок в лицо ряду персон, что он опорочил преподавателей и студентов разных петербургских вузов».
«С книгой можно спорить, не разделять оценки автора, но он лишь описывает то, что видел», – заявлял Вишневский. То есть, по утверждению журналиста, Тульчинский публикует не вымыслы, а именно факты. Усиливая свою ложь, Вишневский привлекает на страницы «Новой газеты» авторитетнейшего свидетеля – писателя-фантаста Михаила Нахмансона.
Устами счастливо избранного Вишневским Нахмансона «Новая газета» утверждает, что книга Тульчинского – «бесспорный документ эпохи! Убежден, что через сотню лет “Истории по жизни” будут изучаться специалистами как документальное свидетельство минувшего».
Заметим, что в этом «документе эпохи» содержатся «сведения» о том, как профессор П. завез студентку в лес и грязно ее домогался; профессор Т. всех «сталкивал лбами», профессор Н. – «типичная фигура нашего партийного еврея», работавшего осведомителем КГБ и помогавшего людям получить «несколько лет лагерей и ссылку». Согласно «документу» Тульчинского, замечательный педагог С. – «гном-карла», профессор Г. писал «наукообразные компиляции», «за ним шла субкультура полуобразованцев», профессор Д. рекомендовал Тульчинскому «на лекции громко высморкаться, чтобы привлечь к себе внимание». И т. д. и т. п.
Все мерзости написаны про людей с вполне конкретными именами, фамилиями. Про тех, кто в большинстве своем ушел из жизни, оставив детей, внуков, учеников и товарищей по работе…
Видимо, чтобы сделать побольше приятного ошельмованным и их близким, Борис Вишневский продолжает цитировать изречения о них Нахмансона: «…на горбу Тульчинского все они въезжают в историю примерно так же, как въехал Сальери вслед за Моцартом» (?!!). Ну что тут скажешь? Мило, очень мило…
И кто же эти, по утверждению Нахмансона и «Новой газеты», ничтожества, въезжающие в историю на горбу Тульчинского? Десятки выдающихся петербургских ученых, профессоров, каждый из которых неизмеримо крупнее Тульчинского, сделал для науки и образования неизмеримо больше, чем Григорий Львович. «Перед всеми этими людьми Григорий Львович в свое время пресмыкался, лебезил, заискивал. Искал их расположения. А теперь глумится над их памятью. Глумится и над ректором ЛГИК Е. Я. Зазерским, который Тульчинскому много помогал. И над моим отцом, создавшим в свое время новое и очень интересное направление в науке. Папа в свое время тоже немало хорошего сделал для Тульчинского», – говорит сын профессора Д. М. Генкина, кандидат педагогических наук Павел Генкин.
Разумеется, и Вишневский, и редколлегия газеты – большие демократы. Цивилизованные люди. Знают, кому и как положено себя вести. После всех их омерзительных пассажей читаем: «Если кто-то полагает, что Тульчинский его обидел, подавайте в суд и разбирайтесь, как положено в цивилизованном обществе».
Ну что же, господа, по вашему совету с Тульчинским разобрались в суде. Так вы теперь и этим недовольны? Может быть, не глумились бы вы над людьми вместе с «философом», не поддерживали бы ложь Тульчинского, так у него и совесть бы прорезалась? А если извинился бы Григорий Львович своевременно, так и двух приговоров суда бы не состоялось, и денежные штрафы не пришлось бы выплачивать?
Что это за позиция у газеты: сначала вы другие СМИ осуждаете за критику Тульчинского. Дескать, только вы имеете право о нем мнение высказывать. Требуете суда. Потом суд осуждаете за вынесенный приговор.
А ведь «Новая газета» всегда пытается привлечь читателя апелляциями к совести, порядочности, своей приверженностью к таким ценностям, как честь, человеческое достоинство, свобода СМИ, независимость суда…
«Новая газета» эти ценности действительно исповедует или спекулирует на важных для людей вещах? Почему газета позволяет себе в случае с Тульчинским попирать то, что обычно требует от других?
Может быть, все дело в фигуре теневого владельца «Новой газеты» и патрона Вишневского, некоего Алексея Разорёнова, человека, широко известного в узких кругах? Общественное мнение неразрывно связывает с этим господином заказные кампании «черного пиара», информационный рэкет по отношению к чиновникам и должностным лицам, подкуп журналистов в различных СМИ, организацию избиений обличающих его журналистов.
В Сети вовсю обсуждаются механизмы «прикрытия» разорёновского бизнеса правоохранительными органами и недобросовестными судьями. Чуть ли не криминальный синдикат в нашем городе действует.
Конечно, мы все это не проверяли. Хотя слышали, что ректору СПбГУП академику Запесоцкому на условиях «полной конфиденциальности» через третьих лиц поступали предложения от имени Разорёнова прекратить ложь в СМИ про университет. И за совсем небольшие пожертвования прессе. Так, мелочи. Всего-то в разорёновских СМИ рекламку заказать.
Увы, здесь названного господина за руку не схватишь. Тем не менее вопрос о причинах двойных стандартов поведения «Новой газеты», ее публикаций в защиту лжеца Тульчинского нуждается в прояснении.
Может быть, ваша «нравственная» позиция определяется деньгами, тем, что Разорёнову заплатили? Кто платит, тот и определяет вашу «нравственность»? А ведь по-настоящему свободное, нравственно-ответственное поведение СМИ имеет огромную общественную значимость. Увы, ежегодные опросы граждан свидетельствуют, что доверие людей к российской журналистике колеблется в пределах 30–35 %. Как в Румынии. И все потому люди журналистам не верят, что слишком часто СМИ оказываются на стороне лжи.
Как это случилось в данном случае, к сожалению, с «Новой газетой»…
Владимир ТРИОДИН
заслуженный деятель науки РФ,
заслуженный работник культуры РФ,
лауреат премии Правительства Санкт-Петербурга,
Почетный председатель Санкт-Петербургского отделения Российского творческого союза работников культуры,
доктор педагогических наук, профессор Санкт-Петербургского государственного института культуры.
Александр МАРКОВ
заслуженный деятель науки России,
доктор культурологии,
доктор педагогических наук, профессор Санкт-Петербургского Гуманитарного университета профсоюзов.