Ольга Султанова, Я.Н.О.Т.: Мы вкладываем душу в свое дело.
Студия PR и креативных решений Я.Н.О.Т существует меньше года и пока недостаточно популярна, но мы уверены: совсем скоро она достигнет узнаваемости.
Сегодня вниманию читателей CabMarket.kz предоставляется интервью с директором по рекламе студии Я.Н.О.Т. Ольгой Султановой.
В прошлом:
Последние пять лет занималась продвижением продуктов и услуг Банка ВТБ (Казахстан). Есть большой опыт работы в сфере HR и строительства.
Профессиональные навыки и компетенции:
1. Разработка стратегических планов маркетинговой и рекламной активностей, с разной периодизацией;
2. Разработка, запуск и продвижение start-upпроектов (продукты/услуги);
3. Проведение маркетинговых исследований и оценка эффективности проведенных рекламных кампаний;
4. Эффективное управление маркетинговым бюджетом;
5. Проведение промо-акций, ATL, BTL и –event мероприятий.
6. Разработка и продвижение социальных проектов.
О себе:
Люблю, когда работа мне приносит радость и моральное удовлетворение ежедневно, а не от проекта к проекту. Именно поэтому появилась cтудия PRи креативных решений «Я.Н.О.Т.». Хочу делать грамотную и качественную социальную рекламу в Казахстане.
Люблю много общаться с людьми, создавать новые проекты и видеть, как мой замысел осуществляется в реальности.
Позволяю себе быть собой, а другим – оставаться другими.
Сабина Хаби: Расскажите, с чего началась Ваша карьера. Как Вы пришли в маркетинг?
Ольга Султанова: Я пришла в маркетинг в 2008 году, когда началась моя карьера в Банке ВТБ (Казахстан). Банка тогда еще не существовало, было Московское представительство. Я впервые столкнулась с понятиями «брендбук», «стандарты фирменного стиля», «стратегия продвижения банковских услуг и продуктов». Головной Банк, впрочем, как и сейчас, требовал неукоснительного соблюдения стандартов, а это, в свою очередь, требовало от меня определённого уровня исполнения всего. Параллельно получая образование в Санкт-Петербургском гуманитарном университете профсоюзов по специализации маркетинговые коммуникации, тем не менее, я поняла, что теория и практика – это разные вещи.
— Скажите, где Вы получали образование?
— Я закончила Санкт-Петербургский гуманитарный университет профсоюзов по специализации маркетинговые коммуникации в социально-культурной сфере. Для меня российское и зарубежное образование в приоритете. Когда я защищала диплом в Петербурге, очень была удивлена любовью преподавателей к своему делу и к студентам. На казахстанском образовательном рынке, в больших образовательных учреждениях, осталось мало преподавателей старой школы, которые сохранили фундаментальные знания. А молодое поколение преподавателей для меня на данный момент не имеет такого авторитета. У нас в Алматы я предпочитаю получать частное профильное образование у людей, имеющих за плечами практический опыт. Из зарубежных университетов в будущем планирую закончить Йельский университет по своему профилю.
— У Вас большой опыт в проектной деятельности. Что труднее всего в стартап-деятельности?
— Да. Проектов было очень много и очень разных. По собственному опыту скажу, что первоначальная ошибка стартаперов – это эйфория. Эйфория от открывающихся горизонтов, множества клиентов, которых ты сам можешь выбирать, потому что сил работать на благо развития рынка много, и даже по ночам, без выходных и отпуска, и даже иногда почти бесплатно. После пары, тройки, а то и десятка «набитых шишек» это проходит. Ты постепенно снимаешь розовые очки и видишь реальности своей работы. Критерии «без отпуска», «по ночам», «без выходных» и «даже почти бесплатно» остаются, но только по отношению к тем проектам, которые реально вдохновляют, окрыляют и развивают, прежде всего, самого тебя.
— Что Вы больше всего любите в своей работе?
— Драйв, неожиданные идеи из ниоткуда, бесконечные дедлайны, слёзы и радость клиента, когда он видит результат, и ты плачешь при этом сам, потому что понравилось, взгляды сошлись.
Люблю бесконечное множество людей, с которыми я взаимодействую ежедневно, потому что каждый из них несет мне новую улыбку, радость, вдохновение, информацию, которая может стать той самой недостающей каплей для принятия окончательного решения в голове.
Люблю сидеть где угодно в нашем прекраснейшем городе, рисовать в огромном блокноте и так, и эдак новую идею, и тут же обсуждать ее с партнерами.
— Как Вы думаете, какой вид рекламы самый перспективный?
— Сейчас очень сильно развивается digital направление. Много хороших новых идей, которые заставляют меня иногда прыгать при просмотре ролика на стуле и кричать: «Эврика!». В наш век информационных технологий развитие именно этого направления вполне логично, тем более, что оно хорошо коннектится со всеми другими видами рекламы.
— Три фактора успеха?
— По моему мнению, необходимо всегда стремиться к тому, чтобы:
1. Своими идеями приносить людям радость.
2. Делать как можно больше добрых и хороших проектов.
3. Любить свое дело. Всегда. При любых обстоятельствах. И не делать то, чего ты не любишь.
— Расскажите немного о специфике тех услуг, которые Ваша компания предоставляет клиентам.
Пожалуй, самое специфичное направление, которое мы выбрали для своей компании – это социальные проекты. Развитие социально-корпоративной ответственности компаний, ведущих свой бизнес в Казахстане – это стратегический шаг, к развитию, выводу на новый уровень бизнеса казахстанских предпринимателей в целом.
— Как клиенты узнают о Вас?
— На данный момент – это социальные сети, специализированные рекламные порталы и, конечно, рекомендации клиентов.
— Расскажите об интересных проектах, разработанных Я.Н.О.Т за последнее время.
— Из социальных проектов – выставка детских рисунков детей-аутистов. Очень добрый получился у нас проект, с неожиданно широким общественным резонансом. Из недавних коммерческих проектов – мы занимались разработкой креатива новогодней продукции для клиентов, были проекты по построению маркетинговой и pr-стратегий продвижения консалтинговых, HR и юридических услуг.
— Существует ли бренд, который Вас вдохновляет? Какой и почему?
— Да, есть. Это всемирно известная американская компания по продаже кофе, имеющая, пожалуй, самую широкую географию кофеен по всему миру, гордо носящая имя Starbucks. Компания ведет очень грамотную стратегию продвижения, постоянно пополняет коллекцию «фишек» в оформлении заведений, любит и очень лояльно относится к своим клиентам, безукоризненно соблюдает единую стилистику во всех элементах оформления и обслуживания. Бренд Starbucks – один из ведущих мировых брендов, который ведет экологическую политику на протяжении многих лет, словом и делом показывая бережное отношение к природе. Компания также занимается видами смежного бизнеса – музыкой, кинематографом, книгами. Ну и, конечно, качество кофе всегда на высоком уровне. Каждое мое утро начинается с чашечки кофе Starbucks.
— За какие результаты в бизнесе несет ответственность директор по маркетингу (продажи (выручка), позиционирование, динамика роста)?
— Директор по маркетингу прежде всего должен составить грамотный стратегический план продвижения услуг или товаров, определив, совместно с другими руководителями, конечные цели и видение результатов компании. Хороший стратегический план продвижения включает в себя все шаги и меры по повышению показателей продаж, увеличению прибыли, динамике роста узнаваемости бренда и т.д.
— Какие интересные тенденции в рекламе Вы видите, чем еще не избалован современный потребитель?
— Вы знаете, реклама – это настолько неисчерпаемая отрасль, и каждый регион, если говорить о казахстанском рынке, столь индивидуален, что найти что-то новое можно всегда и во всём.
Наиболее интересными рекламными тенденциями на рынке я вижу так называемые:
- Cause-related marketing – мотивационный маркетинг. Это вид маркетинга, когда потребители, покупая товар, знают, что часть прибыли от продаж продукта идет на благое дело.
- Sensation Marketing – маркетинг на ощущениях или чувственный маркетинг. Маркетинговые меры, заставляющие людей говорить. Чаще всего этот метод продвигается с помощью вирусных решений.
- Recommendation marketing – рекомендационный маркетинг, когда потребители рекомендуют своим друзьям и знакомым купленный товар. Уровень лояльности к бренду в таких ситуациях значительно возрастает.
Студия Я.Н.О.Т. на данный момент занимается активным развитием этих направлений в своей деятельности.
— Как вы относитесь к бизнес-образованию?
— Очень положительно. Постоянное саморазвитие, как личностное, так и профессиональное – это залог успеха.
— На какие основные критерии Вы обращаете внимание при подборе сотрудников в отдел маркетинга?
— Прежде всего человеку нужно любить свое дело, искренне. Из неопытных кадров, при хорошем руководстве, вырастают настоящие таланты.
Если проект для меня сложный и многогранный, я с удовольствием буду сотрудничать с более опытными коллегами. Вместе можно добиться блестящих результатов.
— Надо ли получать маркетинговое образование?
— Да, конечно. Потому что маркетинговое образование – это основа, фундамент дома твоих способностей, стены, перегородки и оформление которого ты создаешь сам.
— Есть ли маркетинг без бюджета?
— Есть. Конечно есть. Раньше ведь не было таких огромных рекламных бюджетов как сейчас, и рекламные услуги стоили не так дорого.
Первоначальный смысл маркетинга состоит в том, чтобы увеличить продажи товара при наименьших затратах на рекламу.
В условиях современного рынка маркетинг без бюджета – это редкость.
— Назовите наиболее важные и часто встречающиеся задачи, которые приходится решать директору по маркетингу в Вашей компании.
— Как сократить бюджет на рекламные расходы клиента и при этом сделать отличную рекламную кампанию (смеется). Это вечный диалог Заказчика и Исполнителя. Но это весело.
— Какие маркетинговые инструменты Вы не будете использовать по личным соображениям?
— Те, которые противоречат общественным этическим нормам. Всё остальное работает, на то это и маркетинговые инструменты.
— Используете ли инструменты SMM и на основе каких показателей оцениваете их эффективность?
— Да конечно, используем как один из инструментов. Эффективность SMM оцениваем по выполнению заложенных KPI.
— Существует миф о том, что рекламный бизнес — это вечное веселье, общение, креатив и тусовки. Как на самом деле?
— На самом деле всё так. Рекламный бизнес достаточно специфичен, и поскольку им занимаются творческие люди, нужно вдохновение. Вдохновение, а соответственно и креативные идеи, во многом приходят после общения с коллегами, а общение с коллегами – это всегда веселье.
— Что для Вас нестандартный подход к созданию рекламы?
— Нестандартным подходом может стать все что угодно, от разворачивания конфетного фантика, до брендирования гор. Всё индивидуально.
— Как создать что-то нестандартное и притягивающее внимание?
— Нужно расслабиться. Мы всегда куда-то спешим, несемся и в повседневной суете забываем слышать себя. Всё гениальное на поверхности. В минуты расслабления к тебе приходит истинное вдохновение, для создания нестандартных и притягивающих внимание проектов.
— Что нужно учитывать, планируя нестандартную акцию, на что в первую очередь обратить внимание?
— Предположить наихудший вариант развития событий, тогда всё остальное окажется приятным сюрпризом.
Каждая деталь, мелочь в проекте важна. Всегда стоит обращать внимание на детали, потому что по опыту, забытый стакан для воды может иногда сыграть неприятную шутку в финальной стадии реализации проекта.
— Сегодня все стремятся к креативности в подаче рекламного сообщения, значит – это стандарт?
— Нет. Это развитие рынка. Все пробуют новые подходы. Что-то получается, что-то не очень. Идёт естественный отбор методов продвижения. Рекламный рынок никогда не будет статичным.
— Как быть актуальным?
— Развиваться. Прежде всего самому. Профессионально и личностно.
— Может ли обычный человек стать интересным? Как этого добиться? И в чем проявляется интересность?
— Нужно принять себя таким, какой ты есть. В этом и есть уникальность каждого человека. Нас 7 миллиардов, и все разные. Никто ни на кого не похож. Это так потрясающе. Все приходят к осознанию своей уникальности в разное время, но опять же всё – опыт и любые параметры – индивидуальны.
— К каким ситуациям нужно быть готовым, работая директором по рекламе?
— На мне лежит функция взаимодействия с клиентами. И звонки по поводу перекрашивания травинок, облачков и прочих прелестей – норма. Это забавно. Бывают ситуации, когда проект готов, и ты вложил в него свою душу, отправил презентацию, а Клиент недоволен. В первые разы хотелось плакать. Теперь учусь искать компромиссы.
— Важно ли компании как-то проявлять себя в Интернете? Вести Twitter, социальные сети?
— Да, потому что это тренд. Интернет заполонил нашу повседневную жизнь. Это касается Алматы и Астаны. В остальных регионах Казахстана ситуация с охватом социальных сетей достаточно плачевна. Необходимо пользоваться другими подходами для продвижения товаров и услуг Клиентов.
— Самые бесполезные маркетинговые функции, на Ваш взгляд?
— Нет таковых. Всё работает. В каждом индивидуальном отдельном случае.
— Как Вы оцениваете рекламный рынок Казахстана?
— Наш рынок растет и развивается. Очень быстрыми темпами. Рекламные компании постоянно пробуют какие-то новые технологии и подходы. Это очень похвально.
— Как в Вашей компании формируется и распределяется рекламный бюджет?
— На данный момент мы сформировали бюджет по методу целей и задач. А распределение происходит в соответствии с общей стратегией продвижения.
— Традиционный маркетинг или Digital?
— Всё вместе. На данном этапе развития рынка информационных технологий мы не можем использовать только традиционный маркетинг. Грамотное смешение методик приводит к хорошим результатам.
— Каким Вы видите будущее Вашей компании? Какие перспективы развития у Я.Н.О.Т?
— У нас светлое будущее (смеется). Впрочем, как у любой молодой компании. Члены команды Я.Н.О.Т. – одно целое и в то же время уникальная отдельная личность. Каждый из нас дополняет и обогащает друг друга.Перспектив очень много. Казахстанский рекламный рынок развивается динамично. Клиентам всегда нужны новые идеи и нестандартные подходы в продвижении своих услуг и продуктов. Каждый наш проект – дитя, созданное и рожденное с любовью, за развитием которого мы чутко наблюдаем, результатам которого мы искренне радуемся. Мы вкладываем душу в свое дело. А это самое главное!