О Григории Федоровиче Хаценкове
Георгий Федорович родился 6 мая 1950 года в деревне Старая Белица Гомельской области (ныне это Республика Беларусь). В 1975 году окончил Иркутский государственный университет, а в 1981-м – Московскую Высшую партийную школу. Год спустя Георгий Хаценков защитил кандидатскую диссертацию по теме «Информационно-пропагандистская деятельность ТАСС и повышение её эффективности». Работал журналистом на радио и телевидении. В 1986-1990 гг. был консультантом Отдела партработы ЦК КПСС.
В начале 90-х Георгий Федорович принял активное участие в демократическом движении, но вскоре отошел от политической деятельности, став предпринимателем.
Еще работая журналистом, он начал собирать коллекцию живописи. Постепенно коллекционирование предметов искусства стало для него делом жизни. Сегодня основанная супругами Георгием и Татьяной Хаценковыми в Монако галерея МC Fine Art насчитывает более пяти тысяч живописных и графических произведений около семисот художников. По словам Георгия Федоровича, галерея располагает «самой большой в мире коллекцией произведений “парижской школы”».
Термин «Парижская школа» вошел в историю искусства в 20-х годах прошлого века благодаря критику Андре Варно. Он обозначал интернациональное сообщество художников нескольких поколений, прибывших в Париж в 1900-е – 1920-е годы, которые жили и творили в парижском районе Монпарнас. Исключительную роль среди них играли наши художники-эмигранты.
Члены этого сообщества не были объединены ни общими целями, ни единой творческой программой. Они не обладали одинаковыми или хотя бы близкими авторскими манерами. Главное, что их связывало – стремление к свободному поиску и профессиональному общению.
В числе наиболее знаменитых участников Парижской школы – Амедео Модильяни и Хаим Сутин. Большинство же остальных долгое время были мало известны не только широкому кругу любителей, но и профессиональным искусствоведам. Действительно, немногие ныне знают о творчестве Леопольда Сюрважа, Сергея Ястребцова (Фера), Сергея Иванова, Павла Челищева, Марии Васильевой, Леонида Фрешкопфа и многих других.
В связи с этим нужно особо подчеркнуть: именно Георгий Хаценков дал возможность обрести признание целой плеяде незаслуженно забытых художников, привлек к ним внимание крупных западных специалистов, вскрыл и ввел в оборот неизвестный пласт культурной истории России.
Существуют философские понятия "опредмечивание" и "распредмечивание". В применении к кругу рассматриваемых проблем суть их заключается в том, что само по себе создание предмета искусства не делает его частью культурного наследия. Книгу необходимо издать, довести до читателя, картину – показать, обеспечить ей общественное внимание. Только тогда произведение искусства становится всеобщим достоянием. Этим и занимаются коллекционеры. Правда, коллекционеры бывают разные. Одни, купив на аукционе признанный шедевр, замыкают его в кругу стен собственного дома. Для других же приобретение картины становится счастливой возможностью предъявить ее как можно большему кругу ценителей. Подобных коллекционеров можно по праву считать сосоздателями произведений искусства. Именно таков наш гость.
Открытая им летом этого года в рамках «Года России в Монако» выставка "Неизвестная Россия" не только дает уникальную возможность познакомиться с русским изобразительным искусством первой половины ХХ века, но и представляет его как фрагмент богатейшей палитры европейской культуры этого времени.
По мнению парижских арт-критиков, в ряду настоящих открытий – работы Льва Чистовского.
Очень востребован сегодня уроженец Витебска Григорий Глюкман. Недавно одна из его работ была продана на парижском аукционе «Друо» примерно за 200 тысяч евро.
В коллекции Хаценкова есть интереснейший Серж Иванов – автор «светских» портретов композитора Артура Оннегера, папы Пия ХI, Сержа Лифаря. Большая выставка его работ состоялась в 2006 году в Посольстве России во Франции.
Представлен в собрании нашего гостя и Борис Шаляпин, сын великого певца, которому позировали Рахманинов, Стравинский, Прокофьев, Тосканини, Уланова, Плисецкая, Драйзер, Труайя…
Вера Рохлина в 10–20-е годы прошлого века была самой продаваемой русской художницей Парижа.
Еще одна художница русской эмиграции, работы которой составляют жемчужину коллекции Хаценкова – Мария Васильева. В своей мастерской на Монпарнасе она организовала «Свободную русскую академию», где бывали Пикассо, Брак, Модильяни.
«”Парижская школа” – уникальное явление в мировой живописи, – подчёркивает Георгий Хаценков. – Помимо художественной ценности её произведения имеют огромный коммерческий потенциал. Жаль только, что полотен этих живописцев почти нет в России. Поэтому настоящие коллекционеры должны дарить их картины Третьяковке и Русскому музею».
Отдельно стоит упомянуть о каталоге, выпущенном к открытию выставки "Неизвестная Россия". Это великолепно иллюстрированное, дополненное серьезными искусствоведческими статьями 500-страничное (!) издание является подлинной энциклопедией по русскому искусству начала XX века. Перелистывая его страницы, невозможно не испытывать чувства эстетического наслаждения и одновременно – благоговейного уважения к поистине титаническому труду его авторов. Безусловно, эта работа заслуживает признания не только тех, кому посчастливилось ее приобрести (экземпляр каталога есть в нашей Научной библиотеке им. Д.А. Гранина), но и на государственном уровне.
Собрание Хаценковых послужило основой для нескольких крупных выставок, ставших знаковыми событиями современной художественной жизни.
В Центре искусства Мальмезон города Канн в декабре 2010 года прошла выставка «60 шедевров русской школы: обнаженная натура в живописи 1900 — 1970 гг.». На ней были представлены работы около пятидесяти художников-эмигрантов.
«Это ода женской красоте, - восхищался мэр Канна Бернар Брошан. – Они такие удивительные – романтичные и чувственные, целомудренные и вызывающе прекрасные. Мы счастливы видеть их в Канне».
А директор Центра искусства Мальмезон и куратор выставки Фредерик Баллестер отметил, что Франция оказала сильное влияние на творчество наших мастеров, оказавшихся в эмиграции: «Они дышали воздухом свободы, обрели раскованность, увидели новые горизонты, смело экспериментировали. Им не грозили оковы социалистического реализма».
Собрание Татьяны и Георгия Хаценковых настолько богато и разнообразно, что позволило – процитирую историка искусства заслуженного профессора французских университетов Ксению Муратову: «впервые с начала изучения искусства русского зарубежья оценить творчество русских художников в тесной связи с художественной атмосферой западного мира».
Популяризаторская деятельность Георгия Хаценкова грандиозна и наглядна. А вот богатая множеством нюансов, очевидных трудностей и бесчисленных "подводных камней" жизнь коллекционера остается "за кадром". Что не удивительно. Ведь крупные собиратели предметов искусства всегда находятся под пристальным вниманием конкурентов и недоброжелателей. Зачем множить их ряды, раскрывая секреты собственного мастерства? И все же…