Top.Mail.Ru

Информация о трудостройстве выпускников СПбГУП 

Сведения о безработных выпускниках СПбГУП, состоявших на учете в службе занятости населения Санкт-Петербурга в 2002-2009 годах, оформлены в таблицу, скачать которую можно здесь (скачать)

Лариса Пасешникова
Первый проректор Санкт-Петербургского Гуманитарного университета профсоюзов

— Лучший способ трудоустройства выпускников — тщательный отбор абитуриентов и качественная подготовка студентов. Конечно, мы много лет заботимся о правильном подборе педагогов, комплектации библиотеки, компьютерной базе. Свыше 11% студентов, обучающихся в СПбГУП на платной основе, — золотые школьные медалисты. Средний балл первокурсников: 4,3-4,5. На одну студенческую группу у нас приходится 1 профессор, 2 доцента и 1 ассистент. И, смею заметить, это настоящие ученые и настоящие педагоги. На 3000 студентов дневного отделения—около 600 тысяч книг, больше половины — новейшие. Одна из лучших в стране компьютерная база. Но решающее значение имеет система построения всей университетской жизни: права и взаимные обязательства администрации, профессуры и студентов. Особенно важны дисциплина и трудолюбие всего университетского сообщества. И мы уделяем этому очень большое внимание. В итоге оказывается, что наши выпускники – люди очень жизнестойкие.

Примерно треть наших студентов — дети административных работников, топ-менеджеров. Другая треть — из семей интеллигенции. Примерно 15% — дети рабочих. И меньше 3% — отпрыски предпринимателей. Люди бизнеса чаще отдают своих чад в заведения, где оценки можно получать за деньги, а у нас это абсолютно исключено. При таком социальном составе выпускники СПбГУП в большинстве вынуждены рассчитывать в основном на себя. В таком духе мы и готовим их к взрослой жизни.

Наша система разрабатывалась и шлифовалась последние 15 лет. Во второй половине 90-х годов она уже демонстрировала высокую эффективность. Правительство Санкт-Петербурга даже выдвигало ее разработчиков на госпремию. Но ректорский корпус Москвы тогда на самой последней стадии обсуждения работы ее торпедировал под надуманными предлогами. Ревность и зависть их замучили.

Каждый год мы выпускаем примерно 1300 дипломированных специалистов. В 2000 году на бирже труда был зарегистрирован 21 наш выпускник, в 2003 году — 8. Следующие два года — 7. В прошлом году наш университет дал стране 2 безработных. У нас прекрасные показатели не только по трудоустройству, но и по всей системе контролируемых государством параметров. То есть жизнь подтвердила нашу правоту.

Жаль только, что государству сегодня все наши ноу-хау не нужны. Его вполне устраивает сегодняшнее «королевство кривых зеркал», когда начальство назначает вузовскому сообществу липовых лидеров, прославляет их, засыпает деньгами.

И все же вузы Петербурга в среднем — лучшие в России. И показатели трудоустройства у большинства из них прекрасные. Другое дело, что цифры в приведенной таблице — лишь «верхушка айсберга». Всегда есть доля безработных выпускников, не обращающихся в центры занятости. Мы считаем, что скрытая безработица у всех вузов примерно в 3-5 раз больше официальной.

Очень важна и удовлетворенность выпускников своей работой. Мы стараемся непрерывно отслеживать эту ситуацию и повышать качество образования. Многому учимся у коллег: того же Университета путей сообщения, Университета Бонч-Бруевича, Политехнического университета и других. В каком бы из вузов нашего города студенты ни учились — их судьба в их руках.

Источник: Известия (25.05.2007)

Лев Санкин
Первый проректор Санкт-Петербургского гуманитарного университета профсоюзов, профессор

— Каждый год наш университет выдает от 1200 до 1300 дипломов своим выпускникам по 21 специальности. В 2000 году на биржу труда пришел 21 наш выпускник, в 2003 году — 8, в 2004, 2005-м — 7, в 2006-м — 2 человека. Года три назад мы исследовали удовлетворенность работодателей качеством подготовки выпускников. У 86% не было никаких претензий. Примерно у 12% были отдельные замечания, только чуть более 1% были категорически недовольны подготовкой наших специалистов.

Трудоустройством выпускников мы начинаем заниматься, когда они учатся в 9 — 10-х классах школы. Отбираем лучших по всей стране и разъясняем наши требования: порядок, дисциплина, максимальное напряжение сил шесть дней в неделю, пять лет подряд за исключением каникул. Никакого «блата», никаких скидок на влияние родителей, никому никаких поблажек. Хотите занять достойное место в жизни — извольте соответствовать этим требованиям. Не хотите — не подписывай те с нами контракт. В результате среди обучающихся на платной основе у нас свыше 11% золотых школьных медалистов. Средний балл поступающих: 4,3 — 4,5. Эти ребята могли бы учиться бесплатно в очень хороших вузах, но они выбирают наш, и знают зачем.

Пятнадцать лет назад мы поставили перед собой задачу: создать на платной основе систему образования, радикально превосходящую существующие бесплатные возможности госвузов. И мы этого добились. Тщательный подбор преподавателей, прекрасная библиотека, уникальная материальная база — все это у нас есть. Но это лишь полдела. Решающее значение имеет именно система.

Я думаю, что замечательные показатели Университета путей сообщения связаны с примерно таким же, как у нас, подходом к делу. Ректор этого вуза профессор Валерий Иванович Ковалев — крупная личность, исповедующая принципы, очень близкие к воззрениям нашего руководителя. Мы бываем на конференциях по воспитательной работе, которые ежегодно проводит ПГУПС, и видим у нас много общего.

Разумеется, мы многому учимся у наших коллег — Политехнического университета, Горного института, Университета аэрокосмического приборостроения и других. Од ним из наиболее интересных, перспективных вузов го рода мы считаем Академию госслужбы. А вот на приме ре некоторых вузов, кичащихся заслугами минувших лет, внимательно учимся, каких ошибок не надо делать. Наглядно видно, какие пороки вуза нужно предотвращать в зародыше. Жаль только, что государство совершенно равнодушно к реальному состоянию системы образования, не ведет никакого обобщения опыта. В последние годы Москва назначает, «спускает сверху» нам лидеров, которые на самом деле являются абсолютно дутыми. Это вызывает озабоченность и наносит вред делу.

В современных условиях никому не дано почивать на лаврах сколь-нибудь долго. Нужно работать.
Разумеется, высокое трудоустройство наших выпускников обеспечивается и рядом специальных методов. Учебный процесс адаптируется к потребностям практики. Во-первых, примерно 25% наших преподавателей — это крупные специалисты-практики, они не только преподают студентам, но и участвуют в различных формах научно-педагогической деятельности университета. Разрабатывают учебные программы вместе с нашими штатными преподавателями, участвуют в научных конференциях и т. д. Сказывается и то, что университет систематически проводит различные научные исследования, которые в существенной части носят практический характер. Выпускающие кафедры университета, как правило, имеют договоры с различными объединениями работодателей. Многие крупные фирмы, такие как XEROX, БАЛТИНВЕСТБАНК, не только спонсируют университет, но и стремятся получить наших выпускников на практику. Практика — вообще особо важное дело. Если студент воспитан вузом и правильно ведет себя на предприятии — он потом, как правило, получает предложение остаться там на постоянной основе.

Разумеется, у нас есть специальное подразделение, которое занимается вопросом трудоустройства выпускников, но в основе его деятельности не поиск вакансий для пятикурсников, а сопровождение студентов примерно со 2-го курса — в плане подбора мест практики, наиболее подходящих студенту с точки зрения особенностей его личности. К концу 4-го курса процентов 70 — 80 наших студентов уже знают, где они будут работать. Остальные решают эти вопросы в последний момент, видимо, в силу характера. Не всем бывает легко найти работу, но, в конечном счете, практически все трудоустраиваются. Разгильдяи у нас отсеиваются уже на 1-м — 2-м курсах. Те же, кто способен до защиты диплома выдержать требования, установленные А. С. Запесоцким, необходимы любому толковому работодателю.

К сожалению, мы не располагаем сведениями о точном проценте наших выпускников, работающих не по специальности. Мы полагаем, что это 10—15%. Это нормально. В 17 лет выпускник школы далеко не всегда может точно определить свое призвание. А потом в сере дине учебы некоторым не хочется начинать все сначала. Преимущество университетского образования в широкой базовой подготовке. На то она и широкая, на то и фундаментальная, чтобы выпускник имел потом соответствующие возможности своего применения в жизни.

Источник: "Санкт-Петербургские ведомости"

Георгий Олисашвили
Выпускник СПбГУП
Комсомольская правда (04.05.2008)