САМЫЙ НЕОБЫЧНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ В МИРЕ
Ректор А. С. Запесоцкий приглашает гостей на виртуальную экскурсию
по Санкт-Петербургскому Гуманитарному университету профсоюзов
1. УСПЕХ БЛАГОДАРЯ ОБРАЗОВАНИЮ
Давно хотел провести для желающих экскурсию по самому необычному университету в мире.
Конкурс при поступлении в СПбГУП самый высокий в Петербурге — 76 человек на место. Уже около 20 лет — стопроцентное трудоустройство выпускников. И это не случайно.
Еще в 2008 году, приехав к нам после большого перерыва, Владимир Путин был по настоящему удивлен изменениями. Несколько раз спросил меня: «Кто это придумал?» Потом, уезжая, сказал задумчиво: «У вас веселый университет».
То же самое еще раньше, до Путина, сказал о нас великий ученый, академик Раушенбах: «Это замечательно, что в университете весело. Первый признак того, что здесь есть настоящая наука. Там, где воцарилось показное наукообразие, унылая серьезность, науки не бывает».
Тогда я понял, что мы на верном пути. Со временем это стало очевидно.
Веселый — значит, радующийся жизни. А жизнь здесь разнообразная и захватывающая. В СПбГУП интересно учиться. Каждый четвертый студент с удовольствием занимается в научном обществе. Здесь очень хорошая атмосфера, отношения между людьми, яркая молодежная жизнь, уникальные возможности для развития своих способностей в творчестве, спорте — практически во всем, что интересно людям, настроенным на успех в жизни благодаря качественному образованию.
Ну а Вы, уважаемый читатель, можете составить собственное мнение о Санкт-Петербургском Гуманитарном университете профсоюзов.
Искренне Ваш, #Запесоцкий
ОГЛАВЛЕНИЕ
2. ГЛАВНЫЙ КОМПЛЕКС НА УЛИЦЕ ФУЧИКА
СПбГУП был создан профсоюзами Ленинграда в 1926 году. Его предшественниками стали рабочие кружки Петербурга конца XIX века. Вуз несколько раз менял название и к концу советской эпохи именовался «Высшая профсоюзная школа культуры». Аналог государственных вузов культуры, только в профсоюзной системе. К 1980-м годам по качеству образования он не уступал ни одному советскому вузу этого профиля.
Долгое время ВПШК находилась в центре города — у площади Труда, на улице Красной. Но в 1970-х профсоюзы СССР начали строить крупный архитектурный комплекс недалеко от центра — в Купчино, на углу Фучика и Бухарестской.
Проект был великолепным. Его автор — Заслуженный архитектор России Николай Надежин (1929–2005). Мастер во многом шел от функционального назначения комплекса, стремясь создать архитектурную среду как фактор культурного воздействия на студентов — не казенное учреждение, а пространство для живого человеческого общения.
Строительство началось в 1974 году. Общежитие было завершено к Олимпийским играм 1980 года; правда, из-за бойкота, объявленного Западом, иностранные спортсмены в нем не появились. А в начале 1990-х и учебный корпус был введен в строй.
3. БОЛЬШЕ, ЧЕМ КАМПУС (УНИКАЛЬНОСТЬ ЗДАНИЯ)
Под одной крышей здесь объединено абсолютно все, что требуется студенту: лекционные залы, лаборатории и семинарские аудитории, библиотека с огромным книгохранилищем, компьютерные залы, спортивный комплекс, кафе и рестораны, общежитие, которое у нас называют «Дом студентов», и т. д.
На Северо-Западе России, да и в мире ничего подобного не найдете. Наш комплекс неизмеримо удобнее американских кампусов, где все разбросано по разным зданиям. Из-за этого у студентов появляются проблемы и в дождь, и в жару, и в холод. У нас же студент может переходить из помещения в помещение в легкой одежде. И свободно переключаться от одного вида деятельности на другой. Выходить во внешний мир стоит лишь ради прогулок по городу, посещения музеев, выставок и т. д.
Огромное разнообразие возможностей, комфорт, безопасность и экономия времени — то, что дает наше здание студенту.
4. НАУЧНАЯ БИБЛИОТЕКА им. ДАНИИЛА ГРАНИНА
Даниил Александрович бывал здесь нередко, в том числе на презентациях своих книг.
Учебный корпус и Дом студентов СПбГУП соединены большим общественным блоком: библиотека и театрально-концертный комплекс. К последнему примыкают помещения факультета искусств — учебные классы кафедр актерского искусства, хореографии, звукорежиссуры, мультимедиа и других, а также гардеробные и костюмерные комнаты.
В начале 1990-х мы начали серьезно вкладываться в развитие материальной базы, условий для учебы и организации быта студентов.
Святая святых любого приличного университета — библиотека. Мебель для нее закупили солидную, дорогую. Кожаные кресла, зеленые лампы и т. д. Обустроили читальный зал на 300 мест. Из прежнего здания перевезли в книгохранилище 550 тыс. томов книг, ценнейшие каталоги. Оборудовали ее современной техникой.
Библиотека сразу стала любимым местом студентов. Влюбленные там друг другу свидания назначают. А в пору сессии отдельные утомленные граждане в читальном зале иногда и засыпают. Будить не положено. Сон в храме знаний — признак благородного утомления и психологического комфорта. Человек поспит-поспит, потом еще что-нибудь почитает…
Раньше студенты брали в среднем более 100 книг в год на человека. Сейчас, с развитием Интернета, книговыдача упала вдвое. Но библиотека по-прежнему остается у нас лицом Университета и центром притяжения.
5. ТЕАТРАЛЬНО-КОНЦЕРТНЫЙ ЗАЛ им. АНДРЕЯ ПЕТРОВА
Выступления Д. Нагиева, С. Роста, С. Селина
Выдающийся композитор, давший свое имя Залу, также бывал здесь нередко.
ТКЗ вмещает свыше 700 зрителей. Здесь проходит масса важных мероприятий — от собраний коллектива и студентов до научных конференций (например, всемирно известных Лихачевских чтений) и лекций выдающихся деятелей науки и культуры, а также студенческие капустники, съемки телепрограмм и т. д.
Ежемесячно Университет организует для студентов показ спектаклей и концертов лучших драматических, музыкальных и хореографических коллективов России, творческие вечера мастеров искусств, выступления рок-музыкантов. За четверть века на эту сцену поднялись едва ли не все наши величайшие современники: Андрей Вознесенский и Наталья Бехтерева, Эльдар Рязанов и Жорес Алферов, Дмитрий Лихачев и Михаил Пиотровский, Евгений Примаков и Борис Эйфман, — сотни и сотни людей, которыми гордится Россия. Встречи с ними оставили неизгладимый след в памяти молодежи.
Продуманная череда знаковых событий формирует особую культурную атмосферу в вузе. Работодатель хочет видеть сотрудником не просто человека, который сдал экзамены. Много лет изучая судьбы выпускников, я пришел к убеждению, что культурный уровень специалиста не менее важен для карьеры, чем профессиональная квалификация.
Во многом с этим связана стопроцентная востребованность выпускников СПбГУП.
6. ФОЙЕ ТЕАТРАЛЬНО-КОНЦЕРТНОГО ЗАЛА им. АНДРЕЯ ПЕТРОВА
Большое пространство, включающее молодежное кафе, гардероб, туалеты и огромный «променад» между Учебным корпусом и Домом студентов. Здесь каждый день бывает не одна тысяча человек.
Современный дизайн вызывает восторг у любого, кто попадает сюда впервые.
Не зря студенческий актив теперь частенько использует это фойе для разных беспорядков и бесчинств. Кстати, весьма интеллигентных и мне симпатичных (молодость должна перебеситься красиво).
7. КАФЕ В ФОЙЕ ТКЗ им. АНДРЕЯ ПЕТРОВА
В Петербурге сложновато найти более современные и стильные интерьеры. Здесь сложилась свободная молодежная «тусовка»: с чашкой кофе, ноутбуком, книгой, непринужденным общением. Молодежь снимается для «соцсетей». Желающим посекретничать — уголок с шикарной мебелью, оформленный в салонном стиле.
8. ТУАЛЕТЫ КАК СЕНСАЦИЯ
Туалеты ТКЗ пользуются безумным успехом.
Туда гостей на экскурсии водят.
Конечно, особые унитазы мы не придумывали. Да и обычные не к потолку прикрепили. Просто в помещениях, где люди прихорашиваются, поставили элегантную мебель и повесили репродукции картин. А на полках — книги.
Студенческий фольклор откликнулся изумлением и названием «Эрмитаж».
9. СПОРТИВНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНЫЙ КОМПЛЕКС им. МИХАИЛА БОБРОВА
На нашей кафедре физического воспитания собран замечательный педагогический коллектив из маститых профессоров и молодых, но способных и уже титулованных мастеров спорта.
Они вовлекают студентов в самые разные занятия по интересам. В большом зале — баскетбол, волейбол, большой теннис, общая физическая подготовка. В малом — шейпинг, настольный теннис и др.
Ультрасовременный тренажерный зал, превышающий по уровню комфортности спортзалы ведущих пятизвездочных отелей мира, вмещает одновременно до 100 человек. Здесь есть все, что нужно для поддержания здорового образа жизни, включая сауны, массажный кабинет. В находящемся рядом с Университетом парке проводятся занятия на свежем воздухе.
В итоге спорткомплекс естественным образом дополнил образовательную систему СПбГУП. Здоровье студентов — во главе угла.
10. УЧЕБНЫЕ АУДИТОРИИ
Разумеется, расположены в Учебном корпусе. И еще — вокруг Театрально-концертного зала. В самих помещениях нет ничего необычного. Ну, почти ничего. Не считая великолепных педагогов и молодежной элиты, отобранной по всей стране по итогам самого высокого в Петербурге конкурса — 76 человек на место. Учиться здесь обязательно и интересно. Посещаемость около 100 %.
Главное наше отличие от многих вузов — занятия идут строго по расписанию. Расписание составляется и обнародуется до начала семестра. Каждый студент сам отвечает за себя. Возможности родителей, их статус у нас никого не интересуют.
Неинтересные преподаватели в СПбГУП не задерживаются. С 1990-х годов проводится анкетирование студентов. Оцениваются педагоги. Опрашиваем только тех, кто хорошо учится. Сначала минимальные оценки были примерно 50 баллов из 100, сейчас редко встретишь меньше 80.
На каждую студенческую группу в среднем приходится один доктор наук, профессор, два кандидата наук, доцента и один молодой перспективный преподаватель. В общем, за качество преподавания нам не стыдно. Сильные студенты довольны.
А не хочешь ходить на занятия, трудиться — переводись на заочное. Или в другой вуз.
11. ПРО РЕМОНТЫ
Учебным аудиториям свойственна одна странность: они ремонтируются каждое лето. Не все сразу, конечно. По очереди в разные годы. Но у меня такое ощущение, что все одновременно.
Студенты — люди приличные. Ничего специально не ломают, не пачкают. На партах не пишут. Между тем процесс ремонта естествен, как смена дня и ночи. Помещения все разом отремонтировать невозможно. Только отремонтируешь последнее — пора снова браться за первое. Для ректора быть прорабом — это судьба.
12. ХОРЕОГРАФЫ, АКТЕРЫ, РЕЖИССЕРЫ
Есть студенты, вызывающие у меня особое восхищение дисциплиной и самоотверженным трудом. Это хореографы и актеры. Безумно влюблены в профессию, работают в аудиториях до десяти вечера (пока охрана не попросит удалиться на отдых).
Над хореографической студией витают образы основателя кафедры, Народного артиста России Юрия Громова и Почетного доктора СПбГУП, также Народного артиста России Бориса Эйфмана.
13. ЗВУКОРЕЖИССУРА И РЕЖИССУРА МУЛЬТИМЕДИА
Гуманитарные вузы обычно не так поражают оборудованием, как технические. Ни лазеров, ни синхрофазотронов, ни, на худой конец, доменных печей. Ну, 800 компьютеров в СПбГУП (на 3 тыс. студентов) — эка невидаль?
Впечатляющая техника есть — на кафедрах режиссуры мультимедиа и звукорежиссуры. Кстати, все ведущие студии электронного экранного искусства и площадки звукорежиссуры в городе, от Мариинского театра до БКЗ «Октябрьский», укомплектованы нашими выпускниками.
14. «ЖЕЛТАЯ ПОДВОДНАЯ ЛОДКА»
Это пространство находится под библиотекой. Территориально в него входит и студия звукозаписи. Но основное там — зал информатики и два учебных класса кафедры режиссуры мультимедиа.
Почему «подлодка»? — Потому что в подвале. И начинается она с воды. У входа в подвал, на лестнице стоит маленький бассейн с рыбками. Все, что ниже, — подводное царство.
Почему подлодка «желтая»? — Да потому, что так было у «Битлз». А Битлы — это вечные молодость и веселье. Естественно, в первом же тамбуре подлодки входящих встречают (настоящие!) золотые диски группы и прочие реальные битловские артефакты. Коллекция была передана Университету одним русским олигархом, владельцем нефтяных скважин в Болгарии.
Стены лабораторий мультимедиа украшены соответствующей живописью. До наскальной немного не дотягивает, но для создания обстановки достаточно.
15. ЗАЛ ИНФОРМАТИКИ
Данное помещение — особая статья. Его идея принадлежит конструкторам атомных субмарин из Бюро знаменитого академика Спасского.
Поскольку занятия у экрана — дело утомительное, интерьеры призваны способствовать переключению и расслаблению студентов, желающих в какие-то мгновения отдохнуть.
Первый, кто встречает студентов в зале, — водолаз Вася. По его поводу существует легенда. Будто бы у молодежи есть примета: если пожать руку Васе перед экзаменом, это принесет удачу. Резиновая перчатка водолаза за недели сессий сильно поистерлась. Взоры гостей обычно останавливаются на аквариуме с живыми рыбками и паре больших телеэкранов с рыбешкой электронной. В глубине зала открыт действующий камбуз с восковой фигурой кока. Кок не обслуживает студентов, но поднимает им настроение. В этом же пространстве находятся еще несколько натуральных элементов мореходства. Четыре иллюминатора по углам — стальные двери-люки с вращающимися ручками. Добровольцы откуда-то принесли корабельную рынду, штурвал от подводного корабля, перископ.
Самый большой «прикол» радует молодежь на капитанском мостике. Восковые фигуры Джона Леннона и Пола Маккартни в морской форме. Для усиления эффекта самодеятельные дизайнеры из Университета разместили рядом с ними восковую фигуру ректора. Также в форме, да еще с флотской бляхой «Дежурный по бане» на груди.
16. «ЛЯГУШАТНИК» (ЖУРНАЛИСТИКА)
Расположен в учебном блоке факультета искусств. Журналистский клуб, особая учебная аудитория соответствующей кафедры и резиденция университетского департамента рекламы и связей с общественностью «в одном флаконе».
Здесь в неформальной обстановке проходит творческое общение журналистов. Необычная мебель, освещение, декорирование современными коврами и т. д. Аудитория получилась свободной и удобной для различных форм творческой деятельности. Есть стойка бара, видеоэкраны, современное компьютерное оборудование. Легко выставляется несколько десятков стульев для пресс-конференций, семинаров и пр. Проходят научные мероприятия по журналистике.
В «Лягушатнике» за годы его существования побывали самые известные журналисты Москвы и Петербурга: Гусев, Сунгоркин, Мамонтов, Гусман, Венедиктов, Шеремет и др.
17. «ПЛЯЖ» (РЕКРЕАЦИЯ ФАКУЛЬТЕТА ИСКУССТВ)
В конце 1990-х годов американские журналисты назвали СПбГУП «синтезом Гарварда и Голливуда». Сравнение с Гарвардом — одно из самых избитых в российской высшей школе. А вот сравнение с Голливудом мне показалось занятным.
Знакомясь с западной индустрией досуга, я видел, что многое заслуживает переноса на отечественную почву, в том числе различные приемы театрализации жизненного пространства. И даже написал научную работу «Организовать пространство — организовать общение».
Чем более серьезным и напряженным в 1990-е годы становился учебный процесс в СПбГУП, тем острее мы ощущали потребность в создании особых зон отдыха для студентов. Один из результатов — рекреация факультета искусств. Это пляж: зонтики, шезлонги, лежаки, кабинка для переодевания, а посередине — небольшой водоемчик. Получилось удачно. Студенты на пляжных лежаках с тех пор регулярно спят, что хорошо. Если спят, значит, им комфортно в этой среде обитания.
В СПбГУП не только напряженный учебный ритм. В вузе еще нельзя ругаться матом, есть и пить, где не положено. Нельзя курить. Нельзя забывать дома пропуск. Уезжать с родителями на Канарские острова в ходе учебы тоже нельзя. Нужно сдавать в библиотеку книги вовремя. И каждый день носить фирменный бейдж с фотографией и личными данными. Все это требует усилий. А в перерывах между занятиями нужно иметь возможность переключиться, расслабиться и повеселиться.
Если делу — время, то потехе — хотя бы час. Но обязательно. Для создания нужной обстановки и должны существовать восковой ректор — «дежурный по бане», «пляж» и пр. А еще студенческие капустники и дискотеки, КВН, фестивали песни и другие интересные, веселые молодежные занятия. В общем, к студенческому веселью и отдыху администрация вуза обязана относиться серьезно.
18. ИТАЛЬЯНСКАЯ УЛИЦА
Коридор между Домом студентов и Театрально-концертным залом им. А. П. Петрова.
Идеи оформления пространства были навеяны торгово-ресторанным квартальчиком у «Universal Studios Hollywood» в Лос-Анджелесе, отелем «Caesars Palace» в Лас-Вегасе, внутренним двориком дома Джульетты в Вероне и т. п.
Почему улица итальянская, а не испанская или датская? Объяснение не особенно нужно — нужны развлечения, удовольствие, элементы праздника в жизни студенчества. Иначе учеба перестает быть в радость.
…Из Театрально-концертного комплекса вы выходите на итальянский вокзал. Паровоз, камера хранения, шум вокзала, гудки. Далее попадаете на улицу итальянского городка. Фонтанчик, окна домов, на веревках сушится белье. В конце пути — балкончик с Джульеттой. Здесь же — входы в столовую, кафе и ресторан «Папа Карло». Вот такой получился коридорчик. Удивляются все, кто сюда попадает впервые.
19. СТОЛОВАЯ, КАФЕ, РЕСТОРАН
Питание в Университете никогда не считалось делом второстепенным.
Студенты и сотрудники проводят в вузе существенную часть своей жизни. Это самоценный период бытия.
В СПбГУП безопасно, тепло, светло, уютно. Не вредно для здоровья. Комфортно и приятно, даже когда приходится напрягаться в учебе, творчестве, спорте. Прилагать усилия обязательно для всех. При таком образе жизни питание — дело важное. Пища должна быть здоровой и вкусной, а условия ее приема — достойными.
Но речь идет не только о питании. Огромное число досуговых мероприятий, организуемых студенческим активом СПбГУП, сплачивает людей, создавая в вузе достойную и полезную для молодежи социальную среду.
Этим целям служит студенческое кафе, из-за обилия простой деревянной мебели и элементов декора называемое в просторечии «Деревяшка». А венцом наших усилий стал ресторан «Папа Карло», оформленный в духе Италии. Разумеется, с реминисценциями из знаменитой сказки: лиса Алиса, кот Базилио, деревянный мальчик с длинным носом, очаг, нарисованный на стене. У входа посетителей встречает забавная фигура папаши Карло. Все это людям нравится.
20. ДОМ СТУДЕНТОВ
Мы называем свое общежитие Домом студентов (ДС) и скромно считаем его лучшим в городе (потому что не изучали всю остальную страну).
ДС был спроектирован в советское время на 1 тыс. человек. В отличие от коридорной системы расположения комнат в общежитиях советской эпохи, здесь изначально было по одному душу и туалету на две комнаты. А в комнатах проживало от одного до трех студентов. Постепенно мы уменьшили количество мест до 750, повысив при этом комфортность.
Разумеется, здесь внутри есть все, что нужно студенту для нормальной жизни. Но главное — три уникальные особенности.
Первая: проживающий в ДС пользуется совершенно необычными для общежития услугами, предоставляемыми в том же здании: учебные залы и аудитории, Театрально-концертный зал, библиотека, спорткомплекс, кафе, ресторан и многое другое. Всевозможные услуги вообще студентами не замечаются, но оказываются им непрерывно. К примеру, охраняемый подъезд, чего не имеет большинство из проживающих в квартирах. «В одном флаконе» — парковка, беспроводной Интернет, сауны, клубы по интересам, прекрасно оборудованные кухни на каждом этаже. А еще медицинский центр, храм, постирочные — всего и не перечислишь…
Вторая: уникальная безопасность. На территории кампуса работает техническая система, аналогичная используемой в Константиновском дворце, резиденции Президента РФ: видеокамеры и инфракрасные датчики, контролирующие территорию, строгая система допуска. Посторонние могут войти только по паспорту и письменному приглашению проживающих.
Более чем за 25 лет в ДС не случилось ни одного сколько-нибудь серьезного происшествия, нарушившего общественный порядок.
Третья: уникальный общественный климат. В ДС нет наркотиков, пьянства и прочих социальных болезней, распространенных в молодежной среде. Ситуацию направляет в нужное русло опытная администрация. Большую роль играет студенческое самоуправление, которому позавидовал бы любой вуз советской эпохи.
В общем, за ДС нам, мягко говоря, не стыдно, там бурлит жизнь, достойная и насыщенная яркими событиями.
21. ХРАМ (ДОМОВАЯ ЦЕРКОВЬ)
24 мая 1992 года мы первыми из вузов Петербурга открыли у себя храм (в период после 1917 г., конечно).
22. ПЛОЩАДЬ ЛИХАЧЕВА
Академик на площади
Между Театрально-концертным комплексом и Домом студентов расположено большое общественное пространство — площадь. С начала 1990-х годов мы используем это место для проведения масштабных мероприятий — праздника «День знаний» (1 сентября) и др.
Праздники имеют для нас большое значение.
Как известно, образование представляет собой синтез обучения и воспитания. Решающую роль в учебе играют ценности, которым привержен студент. Знания, умения, навыки, трудолюбие, порядочность, дисциплина — без этого настоящего профессионала не бывает. А ненастоящий не интересен работодателю.
Но ценности передаются иначе, чем знания. Они усваиваются не столько логически, сколько через переживание, эмоциональное потрясение. В этом заключается особая сила хорошей книги, спектакля, фильма, личного опыта. И грамотно, профессионально срежиссированного праздника. В СПбГУП есть праздничный календарь, который реализуется ежегодно. Его задача — способствовать формированию у студентов наших университетских ценностей.
О настроении
На площади Д. С. Лихачева во время молодежных гуляний царит особое настроение.
1 сентября
Праздник «День знаний» мы проводим 1 сентября начиная с 1992 года, вне зависимости от дня недели. Первокурсники — вчерашние школьники — в этот день впервые в жизни приходят на учебу в Университет. Старшекурсники после каникул переключаются с отдыха на занятия. В 11 утра на торжественной линейке участники выстраиваются по периметру площади Д. С. Лихачева. Вместе с гимназистами, педагогами, сотрудниками вуза, родителями собирается примерно 5 тыс. человек.
Действие начинается. На крыльцо Театрально-концертного комплекса выходят две сотни почетных гостей. Собравшихся приветствуют мировые знаменитости — ученые, звезды культуры и искусства, дипломаты, прославленные выпускники. Далее следуют короткие церемонии чествования лучших педагогов и студентов СПбГУП и непродолжительная шуточная интермедия студентов факультета искусств на тему знаний. Ректор звонит в колокольчик. Этот звон подхватывают 5 тыс. колокольчиков участников праздника.
Во время пиротехнического шоу с фейерверком участники праздника входят в учебные помещения, где в этот день в каждом из залов выдающиеся лекторы читают эталонные лекции. Все выступления и лекции Университет ежегодно публикует в специальных сборниках.
И так — каждый раз, уже много лет. Вперед — к знаниям.
23. ОБРАЗА, ОБРАЗЫ, ОБРАЗЦЫ
У молодежи, стремящейся к успеху, должны быть идеалы, образцы для подражания. Человека нельзя заставить принять тот или иной идеал, но можно предоставить панораму образов для выбора. Кто это будет: Иисус, Магомет, бандит из сериала, какой-нибудь олигарх Дерипаска?
…Зачем в старинной русской избе образа? Это образы идеальных персон, к которым человек относится с особым почтением. Сверяет с этими образами свои поступки и помыслы…
Сегодняшняя молодежь не склонна брать пример со святых. Бесперспективно черпать идеалы и из массовой культуры. Вот почему мы насытили университетское пространство образами выдающихся современников — людей, достигших успехов благодаря профессионализму и достойному поведению в жизни.
Мы стали приглашать для встреч со студентами знаменитых россиян, отвечающих этим требованиям. За минувшую четверть века здесь побывала практически вся настоящая элита страны. В этом же русле — присвоение имен великих россиян, связанных дружбой с СПбГУП, знаковым объектам Университета, издание брошюр с их выступлениями, информационная политика университетского сайта и многое другое.
Выдающиеся персоны, запечатленные на сотнях фотографий в наших интерьерах, встречают студентов в общественных пространствах Университета. А их брошюры — в библиотеке и списках рекомендованной литературы.
Образы выдающихся современников находятся в жизненном пространстве студентов все годы их учебы. И это постепенно дает свои результаты.
В отечественной науке эта концепция нашего Университета получила название культуроцентристской. Воспитание, целью которого в итоге является соответствие личности выпускника определенным общественным идеалам. Это соответствие и позволяет нашим выпускникам добиваться успеха.
24. АЛЛЕЯ СЛАВЫ
Пожалуй, самым ярким символом, выражающим идеалы СПбГУП, стала традиция избрания Почетных докторов.
В мире есть два подхода к выбору подобных персон. В рамках одного из них почетные дипломы выдаются людям, способным принести вузу практическую пользу: чиновникам, политикам, бизнесменам, главам крупных корпораций. В рамках другого выбираются знаковые фигуры из мира науки, культуры, образования.
В СССР дореволюционная практика избрания Почетных докторов практически прекратилась. В начале 1990-х мы ее восстановили.
Первым в этом ряду стал академик Лихачев, что сразу повысило планку. Далее нашу мантию приняли академик Наталья Бехтерева, лауреат Нобелевской премии Жорес Алферов, писатель Даниил Гранин, директор Эрмитажа Михаил Пиотровский и другие наши выдающиеся современники.
Позднее была создана Аллея Славы — галерея скульптурных портретов Почетных докторов СПбГУП. Теперь воплощенные в бронзе образы великих россиян встречают наших студентов по пути на учебу, по дороге к знаниям.
Известно, что вся культура построена на символах. Обязанность Университета — правильно отбирать символы и помогать студентам делать их частью своего внутреннего мира.
25. ЗАВЕРШЕНИЕ ЭКСКУРСИИ
Всякая экскурсия должна иметь свое завершение. И у любого экскурсовода, любящего свой предмет, остается много недосказанного.
Наш Университет — огромный и яркий мир, в котором есть и серьезная, большая наука (только конференций — два десятка в год, рассказать хотя бы о Лихачевских чтениях!), и сложный, насыщенный знаниями учебный процесс, и информационные технологии, и финансовое обеспечение, и непрерывное противодействие агрессивному воздействию внешней среды, и специфические (иногда неожиданные) проблемы новых поколений молодежи, занявшей студенческую скамью.
Проблем немало. Находим решения. И главный результат — уникальное за последние 15–20 лет трудоустройство наших выпускников и их уверенный карьерный рост.
Рад, что мне довелось провести гостей по некоторым знаковым местам и помещениям вуза, которому я отдал большую часть своей жизни. Около 35 лет.
Ваш интерес — хорошая награда.
Спасибо за внимание!
Искренне Ваш, #Запесоцкий