В субботу 29 июня Университет опубликовал первые три сюжета: https://www.gup.ru/events/news/detail.php?ID=198786
В воскресенье 30 июня на сайте появились еще пять материалов: https://www.gup.ru/events/news/detail.php?ID=198790
Во вторник 2 июля было опубликовано еще шесть заметок: https://www.gup.ru/events/news/detail.php?ID=198810
САМЫЙ НЕОБЫЧНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ В МИРЕ–12
ЖЕЛТАЯ ПОДВОДНАЯ ЛОДКА (часть 1)
Это пространство находится под библиотекой. Территориально в него входит и студия звукозаписи. Но основное там – зал самостоятельной работы студентов и два учебных класса кафедры мультимедиа.
К концу 90-х годов мы привели в порядок, обустроили, как считали нужным, практически все учебные помещения Университета. А новых потребностей и идей было много. Начали активно осваивать подвалы комплекса. Сначала сделали учебный театр для студентов выдающегося педагога Зиновия Корогодского. Потом – настоящую телестудию, из которой вещали по утрам на весь Петербург по каналу ТНТ.
Самый большой подвал превратили в «Желтую подводную лодку». Авторы идеи и названия – студенты. Далее разыгралась наша коллективная фантазия. Как говорят в народе, «на всю катушку».
Почему «подлодка»? Потому, что в подвале. Стало быть, начинаться эта история должна с воды. Соответственно у входа в подвал, на лестнице, разместили маленький бассейн с рыбками. То есть обозначили: все, что ниже, – подводное царство.
Почему подлодка «желтая»? Да потому, что так было у «Битлз». А Битлы – это вечные молодость и веселье. Естественно, в первом же тамбуре подлодки входящих встречают (настоящие!) золотые диски группы и прочие реальные битловские артефакты.
Данная коллекция была передана Университету одним русским олигархом, владельцем нефтяных приисков в Болгарии. С олигархом меня познакомил в Каннах во время кинофестиваля известный петербургский деятель рок-культуры Андрей Бурлака. Провели вместе приятный вечер на яхте в каннском порту в компании супруги Никиты Михалкова, запрещенного Иосифом Кобзоном Богдана Титомира и симпатичных девушек олигарха, и вот результат – поддержка высшего образования.
На снимке ниже – эти самые предметы культа. Еще ниже – общие виды учебных аудиторий лабораторий мультимедиа. Стены украшены соответствующей живописью. До наскальной немного не дотягивает, но тоже неплохо.
Искренне Ваш, #Запесоцкий
(ПРОДОЛЖЕНИЕ СЛЕДУЕТ)
ЖЕЛТАЯ ПОДВОДНАЯ ЛОДКА (часть 2)
Зал самостоятельной работы студентов – отдельная песня. Здесь мы не просто фантазировали на темы подлодки, а пригласили консультантов из КБ «Рубин» – знаменитого конструктора атомных субмарин академика Спасского. Центральная идея такова: зал должен был работать ежедневно до 22:00, включая субботу. Но в субботу - еще и до утра воскресенья. Для проживающих в Доме студентов.
Поскольку занятия с компьютерным экраном – дело преутомительное, интерьеры должны были способствовать переключению и расслаблению студентов, желающих в какие-то мгновения отдохнуть. Окружающее должно было вызывать улыбку. Это получилось.
Первое, что встречает студентов в этом зале, – водолаз Вася. По его поводу я придумал легенду, которую рассказывал VIP-персонам во время экскурсий. Будто бы у студентов есть примета: если пожать руку Васе перед экзаменом, это принесет удачу. Басня стала кочевать по вузу, а резиновая перчатка водолаза в периоды сессий сильно поистерлась. Не знаю, что там было у участников этого рукоприкладства с удачей. Но надо же как-то внушать молодежи веру в себя...
Далее взор пришельца останавливался на аквариуме с живыми рыбками и паре больших телеэкранов с рыбешкой электронной.
В период проектирования подлодки я совершил очередной тур по быстро размножавшимся в 90-е московским ресторанам. В результате в столичном заведении «Сирена» была украдена идея иллюминаторов с водой и пузырьками. Их в нашем зале разместили за экранами каждого компьютера.
В глубине зала открыли действующий камбуз с восковой фигурой кока. У студентов появилась возможность в любой момент попить там чаю. Для большего впечатления чай был бесплатным. Кок же, хотя и не обслуживал граждан, но поднимал им настроение.
В пространстве зала помимо иллюминаторов оказалось и еще несколько натуральных элементов мореходства. По углам – четыре стальных двери-люка с соответствующими вращающимися ручками. Откуда-то добровольцы притащили корабельную рынду, штурвал от подводного корабля, перископ.
Самый большой «прикол» радовал молодежь на капитанском мостике. Восковые фигуры Джона Леннона и Пола Маккартни в морской форме. Для усиления эффекта самодеятельные дизайнеры из СПбГУП разместили рядом с ними восковую фигуру ректора. Также в форме, да еще с флотской бляхой «Дежурный по бане» на груди.
Я стерпел. Потому как был уже привыкший. Эту восковую фигуру Запесоцкого заказали доброжелатели из профессорского клуба Университета к моему 45-летию. Сначала она пугала посетителей городского музея восковых фигур во дворце Белосельских-Белозерских. Потом, когда администрация музея хотела выкинуть одиозный экспонат, ее притащили в спорткомплекс СПбГУП пугать студентов. Но эти проделки производили на народ, по-моему, удручающее впечатление.
И только в подлодке эта фигура нашла себе более-менее оправданное место.
Иногда заходя туда, испытываю удовольствие. Теперь, став огромным и величественным красавцем, я мысленно сравниваю себя с тем плюгавым, мелкотравчатым заморышем из 90-х, с которого сделали копию, и наслаждаюсь обретенным великолепием.
А коллеги водят туда на экскурсии школьников и рассказывают: «Вот, это наш ректор Александр Сергеевич. Он когда-то играл в группе „Битлз”. Сейчас пенсионер. У нас немного подрабатывает».
Вот как-то так и живем.
Искренне Ваш, #Запесоцкий
(ПРОДОЛЖЕНИЕ СЛЕДУЕТ).
ЖЕЛТАЯ ПОДВОДНАЯ ЛОДКА (часть 3)
На протяжении ряда лет в подлодку можно было попасть только по предварительной записи. Однако широкое распространение бытовой техники и Wi-Fi сделали данную форму услуг невостребованной.
Сегодня думаем о иных применениях зала.
НА ФОТО: В подлодке: Владимир Путин, журналист Павел Шеремет и академик Глазьев. Битловскую коллекцию изучает олимпийский чемпион, хоккеист Владислав Третьяк. Руку водолазу Васе жмет перед своей лекцией художник Никас Сафронов.
САМЫЙ НЕОБЫЧНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ В МИРЕ–13
ЛЯГУШАТНИК
Помещение в учебном блоке факультета искусств, отданное журналистике. Журналистский клуб, учебная аудитория соответствующей кафедры и резиденция университетского департамента рекламы и связи с общественностью «в одном флаконе».
Громадное большинство реализованных в СПбГУП идей подхватываю у коллег и студентов. Но эту аудиторию придумал сам.
На Факультет искусств пришлось забраться с этим проектом только потому, что помещений подобного формата в иных частях вуза практически нет. Проблема архитектуры Надежина, с которой я всеми силами боролся, - минимализм, пришедший из хрущевской эпохи. Низкие потолки, узенькие коридоры. Чуть ли не 20 лет мы ломали в этом здании перегородки везде, где могли. И где могли ставили зеркала для визуального увеличения пространства. Но многие «узкости» расшить не было никакой возможности.
На Факультете искусств некоторые большие помещения планировались с соизмеримыми сторонами и высокими потолками.
Мне хотелось организовать творческое общение журналистов с уходом от классической для учебного процесса мебели и ее классической расстановки.
Отсюда же - необычное освещение, современные ковры и т.д. В итоге аудитория получилась какой-то свободной, удобной для различных форм журналистской деятельности. Там можно работать и за большим столом, и за столиками. Есть стойка бара, видеоэкраны, современное компьютерное оборудование. А в нужное время там легко выставляется несколько десятков стульев для пресс-конференций, семинаров, докладов. Там же проходят научные мероприятия по журналистике.
В «Лягушатнике» за годы его существования побывали чуть ли не все самые известные журналисты Москвы и Петербурга: Гусев, Сунгоркин, Мамонтов, Гусман, Венедиктов, Шеремет и др.
Почему «Лягушатник»? - из-за доминирующего в этом пространстве цвета. А может быть, еще из-за чего-то. Сам до конца не понимаю.
Про следующие фотографии этого места следует сказать определенно: в отличие от прочих, они постановочные. И студенты в кадре размещены как-то неловко. В реальной жизни так аудитория людьми никогда не заполняется. Но в данной постановке видны разные варианты использования пространства, что для моей экскурсии полезно.
Искренне Ваш, #Запесоцкий
(ПРОДОЛЖЕНИЕ СЛЕДУЕТ).