Внезапный переход на дистанционное обучение потребовал серьезной перестройки деятельности Университета. В одночасье, как в фантастическом рассказе, все переместились в совершенно иное учебное пространство – в виртуальную реальность. Как в ней учить, как учиться, как не потерять качество образования? Эти вопросы волновали всех без исключения, но, пожалуй, с наибольшими трудностями столкнулись преподаватели факультета искусств. Традиционно образовательный процесс здесь строится на непосредственном контакте студента и преподавателя, он питается живой энергией и эмоциями совместного творчества учителя и ученика. Как реализовать все это в дистанционном формате, возможно ли учить танцевать или петь через зум?
Преподавателям и студентам пришлось нелегко. Два весенних месяца удаленного обучения показали, что теоретические дисциплины перевести «на дистанцию» еще возможно, но для практических сеть не лучшее место. Но самое главное – в Интернете нельзя воссоздать ту неповторимую атмосферу творческих мастерских, в которых и формируются настоящие актеры, певцы, режиссеры, искусствоведы. И хотя преподаватели факультета искусств в итоге успешно преодолели технические трудности дистанта, учить дальше только в таком формате они считают бессмысленным.
![](https://www.gup.ru/upload/medialibrary/637/bol.jpg)
Ольга Владимировна Большакова, старший преподаватель кафедры актерского искусства (сольное пение), факультет искусств
Переход на постоянное дистанционное обучение для творческих профессий требует понимания, для чего это и для какой дальнейшей работы? Актёр–онлайн? Спектакли онлайн идут сейчас при участии коллектива, без совместных репетиций не может быть постановок. Для актёрской профессии этот формат обучения не подходит.
![](https://www.gup.ru/upload/medialibrary/a81/khristolubova.jpg)
Татьяна Павловна Христолюбова, кандидат искусствоведения, доцент кафедры искусствоведения
Лекцию как вид аудиторного занятия ничем не заменить. Это и визуальное общение со студентами, и вопросы из зала по ходу рассказа, в каждой группе делаешь разные акценты в зависимости от запросов студентов. Вебинары этого не заменят, это эрзац, вынужденная мера, которая сработает один раз, но не постоянно.
Особенно непростым для преподавателей, оказавшихся на дистанционном обучении, стал правильный подход к мотивации студентов. Ведь многие их них, не видя перед собой реальной цели, поначалу опустили руки.
![](http://www.gup.ru/upload/medialibrary/7e1/lmpcw-ajbaxozhhh.jpg)
Олеся Александровна Прохоренко, доцент кафедры хореографии, факультет искусств
Самое непривычное – это отсутствие живой энергии, возникающей в процессе в ходе совместной работы в хореографическом классе. А именно этим живет наша профессия. Большинство студентов с трудом приняли такой формат обучения. Ребятам не хватает занятий в классе.
![](https://www.gup.ru/upload/medialibrary/637/bol.jpg)
Ольга Владимировна Большакова, старший преподаватель кафедры актерского искусства (сольное пение), факультет искусств
Актерам нужен эмоциональный контакт, выход эмоций, без этого им сложно что-то делать. Ребята говорили, что самое тяжёлое для них - отсутствие вдохновения. И тогда я поняла: чтобы настроить их на интересную творческую работу, нужен новый формат. Я предложила студентам для итогового курсового проекта сделать фильм-концерт по военным песням, дала им задание подобрать к каждой песне соответствующий видеоряд. Они стали смотреть фильмы, обсуждать их, появилась заинтересованность, вдохновение, стимул к работе. В результате ребята стали присылать мне свои записи в более качественном варианте.
У преподавателей возникало много сложностей и с переводом своих практических курсов в дистанционные. Необходимо было осваивать новые компьютерные программы и функции, изобретать новые продуктивные задания для студентов, заново структурировать уже имевшийся учебный материал, делать его доступным для работы в новых реалиях.
![](http://www.gup.ru/upload/medialibrary/7e1/lmpcw-ajbaxozhhh.jpg)
Олеся Александровна Прохоренко, доцент кафедры хореографии, факультет искусств
Переход на дистанционное обучение для нас был достаточно трудным с психологической точки зрения. Поначалу тяжело было осознать новые условия, как педагогам, так и студентам. Во второй половине семестра мы были в самом разгаре работы, шла подготовка показательных уроков, оттачивание материала, репетиции выпускных работ. Перестройка образовательного процесса произошла на полном ходу.
![](https://www.gup.ru/upload/medialibrary/637/bol.jpg)
Ольга Владимировна Большакова, старший преподаватель кафедры актерского искусства (сольное пение), факультет искусств
Надо было за неделю продумать, как урок по предмету «сольное пение» может проходить в электронном виде. Предмет требует живого, эмоционального, порой и тактильного контакта с учеником при показе, например техники дыхания: надо проверять, как человек дышит во время пения, как формирует согласные, гласные, проверять интонацию. Это показ голосом, это рассуждения о смысле текста песни, определение жанра, характера, формы подачи песни. Пение – психофизический процесс, и придумать, как это перевести в дистанционный формат, было главной трудностью, сложностью психологической и технической. В итоге я пришла к варианту электронного курса из трех частей: изучение статей по конкретным темам, запись блоков распевок на технику пения, и аудиокурс, состоящий из последовательных упражнений именно на те основные техники, которые ребята изучали в предлагаемых статьях.
![](https://www.gup.ru/upload/medialibrary/a81/khristolubova.jpg)
Татьяна Павловна Христолюбова, кандидат искусствоведения, доцент кафедры искусствоведения
Самое главное, на мой взгляд, в том, что преподаватели в лекциях что-то меняют. Развивается наука, меняется и тот материал, который мы рассказываем студентам на лекции. Нельзя один раз записать лекцию и все время ее студентам давать в записи, через год она уже устареет.
Еще одним важнейшим вопросом для преподавателей стал контроль за усвоением пройденного материала. Особенность формирования правильного практического навыка состоит в том, чтобы мгновенно выявить ошибку и не дать ей закрепиться. Оказалось, в дистанционном формате сделать так невозможно. Это связано как с особенностями удаленной коммуникации, так и с недостаточной технической базой «домашних» классов.
![](https://www.gup.ru/upload/medialibrary/637/bol.jpg)
Ольга Владимировна Большакова, старший преподаватель кафедры актерского искусства (сольное пение), факультет искусств
На живом уроке я сразу делаю замечания и прошу повторить, исправляя ошибки, а на дистанте это происходит через комментарии и просьбу сделать повторно с учётом замечаний, так как нет непосредственного контакта с учеником. Первые 2 недели я сидела в курсе с утра до вечера, я должна была применить такой способ реагирования на ответы студентов, который им был бы понятен, не скучен и стимулировал бы к исправлению ошибок. Ребята тоже далеко не сразу начали давать адекватную обратную связь.
![](http://www.gup.ru/upload/medialibrary/7e1/lmpcw-ajbaxozhhh.jpg)
Олеся Александровна Прохоренко, доцент кафедры хореографии, факультет искусств
При живой работе в зале есть мгновенная обратная связь и качественная работа над ошибками. Дистанционно же это оказался растянутый во времени процесс, когда студент в записи демонстрирует свою работу, а затем можно исправить его ошибки. Добиться нужного результата в таком формате не просто. В нашей профессии очень важен наглядный показ, замечания педагога. Именно этого дистанционный формат нас лишил. Что уж говорить о том, чтобы станцевать что-то хотя бы в паре, в просторном помещении, я уже не говорю о массовой хореографии.
![](https://www.gup.ru/upload/medialibrary/7c4/nif.jpg)
Максим Андреевич Нифантьев, преподаватель кафедры мультимедиа, факультет искусств
Университет предоставляет студентам отличную техническую базу: компьютеры, софт, фото- и видеооборудование, профессиональная студия записи. И хотя в процессе обучения многие ребята приобретают какое-то оборудование, его все равно недостаточно, чтобы работать из дома. И хотя я корректировал задания, учитывая эти проблемы, все равно на их выполнение у студентов уходило больше времени, а некоторые просто не могли делать все в полном объеме. Не могу не поделиться интересным наблюдением: выяснилось, что чем старше курс, тем более ответственно студенты подходят к работе и самостоятельно ищут способы для выполнения заданий.
Перевод вузовского обучения в дистанционный формат неэффективен. Это основной вывод, который делают преподаватели факультета искусств после двух месяца дистанционного обучения.