Top.Mail.Ru
3 июля. Дистанционное обучение на факультете искусств: «Для творческих профессий такой формат не подходит».
Приемная комиссия: 8 (800) 333-52-02 (Звонок бесплатный)
Получите персонального консультанта
Приемная комиссия:
8 (800) 333 52 02 (Звонок бесплатный)
Справочная Университета:
8 (812) 269-57-58
Приемная комиссия: 8 (800) 333-52-02 (Звонок бесплатный)
Получите персонального консультанта
Приемная комиссия:
8 (800) 333 52 02 (Звонок бесплатный)
Справочная Университета:
8 (812) 269-57-58
Приемная комиссия: 8 (800) 333-52-02 (Звонок бесплатный)

3 июля. Дистанционное обучение на факультете искусств: «Для творческих профессий такой формат не подходит».

Внезапный переход на дистанционное обучение потребовал серьезной перестройки деятельности Университета. В одночасье, как в фантастическом рассказе, все переместились в совершенно иное учебное пространство – в виртуальную реальность. Как в ней учить, как учиться, как не потерять качество образования? Эти вопросы волновали всех без исключения, но, пожалуй, с наибольшими трудностями столкнулись преподаватели факультета искусств. Традиционно образовательный процесс здесь строится на непосредственном контакте студента и преподавателя, он питается живой энергией и эмоциями совместного творчества учителя и ученика. Как реализовать все это в дистанционном формате, возможно ли учить танцевать или петь через зум?

Преподавателям и студентам пришлось нелегко. Два весенних месяца удаленного обучения показали, что теоретические дисциплины перевести «на дистанцию» еще возможно, но для практических сеть не лучшее место. Но самое главное – в Интернете нельзя воссоздать ту неповторимую атмосферу творческих мастерских, в которых и формируются настоящие актеры, певцы, режиссеры, искусствоведы. И хотя преподаватели факультета искусств в итоге успешно преодолели технические трудности дистанта, учить дальше только в таком формате они считают бессмысленным.

Ольга Владимировна Большакова, старший преподаватель кафедры актерского искусства (сольное пение), факультет искусств

Переход на постоянное дистанционное обучение для творческих профессий требует понимания, для чего это и для какой дальнейшей работы? Актёр–онлайн? Спектакли онлайн идут сейчас при участии коллектива, без совместных репетиций не может быть постановок. Для актёрской профессии этот формат обучения не подходит.

Татьяна Павловна Христолюбова, кандидат искусствоведения, доцент кафедры искусствоведения

Лекцию как вид аудиторного занятия ничем не заменить. Это и визуальное общение со студентами, и вопросы из зала по ходу рассказа, в каждой группе делаешь разные акценты в зависимости от запросов студентов. Вебинары этого не заменят, это эрзац, вынужденная мера, которая сработает один раз, но не постоянно.

Особенно непростым для преподавателей, оказавшихся на дистанционном обучении, стал правильный подход к мотивации студентов. Ведь многие их них, не видя перед собой реальной цели, поначалу опустили руки.

Олеся Александровна Прохоренко, доцент кафедры хореографии, факультет искусств

Самое непривычное – это отсутствие живой энергии, возникающей в процессе в ходе совместной работы в хореографическом классе. А именно этим живет наша профессия. Большинство студентов с трудом приняли такой формат обучения. Ребятам не хватает занятий в классе.

Ольга Владимировна Большакова, старший преподаватель кафедры актерского искусства (сольное пение), факультет искусств

Актерам нужен эмоциональный контакт, выход эмоций, без этого им сложно что-то делать. Ребята говорили, что самое тяжёлое для них - отсутствие вдохновения. И тогда я поняла: чтобы настроить их на интересную творческую работу, нужен новый формат. Я предложила студентам для итогового курсового проекта сделать фильм-концерт по военным песням, дала им задание подобрать к каждой песне соответствующий видеоряд. Они стали смотреть фильмы, обсуждать их, появилась заинтересованность, вдохновение, стимул к работе. В результате ребята стали присылать мне свои записи в более качественном варианте.

У преподавателей возникало много сложностей и с переводом своих практических курсов в дистанционные. Необходимо было осваивать новые компьютерные программы и функции, изобретать новые продуктивные задания для студентов, заново структурировать уже имевшийся учебный материал, делать его доступным для работы в новых реалиях.

Олеся Александровна Прохоренко, доцент кафедры хореографии, факультет искусств

Переход на дистанционное обучение для нас был достаточно трудным с психологической точки зрения. Поначалу тяжело было осознать новые условия, как педагогам, так и студентам. Во второй половине семестра мы были в самом разгаре работы, шла подготовка показательных уроков, оттачивание материала, репетиции выпускных работ. Перестройка образовательного процесса произошла на полном ходу.

Ольга Владимировна Большакова, старший преподаватель кафедры актерского искусства (сольное пение), факультет искусств

Надо было за неделю продумать, как урок по предмету «сольное пение» может проходить в электронном виде. Предмет требует живого, эмоционального, порой и тактильного контакта с учеником при показе, например техники дыхания: надо проверять, как человек дышит во время пения, как формирует согласные, гласные, проверять интонацию. Это показ голосом, это рассуждения о смысле текста песни, определение жанра, характера, формы подачи песни. Пение – психофизический процесс, и придумать, как это перевести в дистанционный формат, было главной трудностью, сложностью психологической и технической. В итоге я пришла к варианту электронного курса из трех частей: изучение статей по конкретным темам, запись блоков распевок на технику пения, и аудиокурс, состоящий из последовательных упражнений именно на те основные техники, которые ребята изучали в предлагаемых статьях.

Татьяна Павловна Христолюбова, кандидат искусствоведения, доцент кафедры искусствоведения

Самое главное, на мой взгляд, в том, что преподаватели в лекциях что-то меняют. Развивается наука, меняется и тот материал, который мы рассказываем студентам на лекции. Нельзя один раз записать лекцию и все время ее студентам давать в записи, через год она уже устареет.

Еще одним важнейшим вопросом для преподавателей стал контроль за усвоением пройденного материала. Особенность формирования правильного практического навыка состоит в том, чтобы мгновенно выявить ошибку и не дать ей закрепиться. Оказалось, в дистанционном формате сделать так невозможно. Это связано как с особенностями удаленной коммуникации, так и с недостаточной технической базой «домашних» классов.

Ольга Владимировна Большакова, старший преподаватель кафедры актерского искусства (сольное пение), факультет искусств

На живом уроке я сразу делаю замечания и прошу повторить, исправляя ошибки, а на дистанте это происходит через комментарии и просьбу сделать повторно с учётом замечаний, так как нет непосредственного контакта с учеником. Первые 2 недели я сидела в курсе с утра до вечера, я должна была применить такой способ реагирования на ответы студентов, который им был бы понятен, не скучен и стимулировал бы к исправлению ошибок. Ребята тоже далеко не сразу начали давать адекватную обратную связь.

Олеся Александровна Прохоренко, доцент кафедры хореографии, факультет искусств

При живой работе в зале есть мгновенная обратная связь и качественная работа над ошибками. Дистанционно же это оказался растянутый во времени процесс, когда студент в записи демонстрирует свою работу, а затем можно исправить его ошибки. Добиться нужного результата в таком формате не просто. В нашей профессии очень важен наглядный показ, замечания педагога. Именно этого дистанционный формат нас лишил. Что уж говорить о том, чтобы станцевать что-то хотя бы в паре, в просторном помещении, я уже не говорю о массовой хореографии.

Максим Андреевич Нифантьев, преподаватель кафедры мультимедиа, факультет искусств

Университет предоставляет студентам отличную техническую базу: компьютеры, софт, фото- и видеооборудование, профессиональная студия записи. И хотя в процессе обучения многие ребята приобретают какое-то оборудование, его все равно недостаточно, чтобы работать из дома. И хотя я корректировал задания, учитывая эти проблемы, все равно на их выполнение у студентов уходило больше времени, а некоторые просто не могли делать все в полном объеме. Не могу не поделиться интересным наблюдением: выяснилось, что чем старше курс, тем более ответственно студенты подходят к работе и самостоятельно ищут способы для выполнения заданий.

Перевод вузовского обучения в дистанционный формат неэффективен. Это основной вывод, который делают преподаватели факультета искусств после двух месяца дистанционного обучения. 

Дата публикации новости: . Автор: