Церемония прошла на Аллее Славы, где установлен бюст композитора. В памятном мероприятии приняли участие ректор, профессор А.С. Запесоцкий, педагоги и сотрудники СПбГУП.
О Почетном докторе СПбГУП Андрее Петрове
На церемонии А.С Запесоцкий сказал:
«Здравствуйте! Здесь я вижу молодежь. Если кто-то чувствует, что мало знает об Андрее Павловиче Петрове, начните с университетского сайта, там целый ряд материалов о нем.
На мой взгляд, Андрей Павлович Петров – один из лучших композиторов ХХ века во всем мире. Я бы с удовольствием поставил Андрея Павловича рядом с Шубертом и Шуманом, с удовольствием поставил бы и на уровень Моцарта. Андрей Петров мне как-то подарил двойной альбом своей музыки, два диска. Я его слушал-слушал, а потом он исчез. До сих пор воспринимаю это, как большую потерю и ищу в продаже этот альбом. Потрясающие мелодии, в которых запечатлена атмосфера второй половины ХХ века, атмосфера Петербурга. Совершенно петербургская музыка.
Миллионы людей любят музыку, потому что там есть мелодия. У Андрея Павловича был потрясающий мелодический дар. Он был мастером больших форм. Я смотрел его балет, когда был в возрасте самых младших наших студентов, в 16 лет – «Сотворение мира», там танцевал Барышников. Очень известна опера Петрова «Петр I».
В то же время Андрей Павлович проявил себя как потрясающий мастер песенного жанра. Лучшие фильмы ХХ века – это фильмы с его музыкой, начиная, наверное, с имени Эльдара Рязанова, чей бюст тоже есть на этой Аллее.
Второе. Хочу высказать вам ощущение, с которым всегда прихожу на эту Аллею. 29 лет назад я был доцентом. В начале осени звонит мой учитель – профессор Триодин: «Вас, Александр Сергеевич, вызывают в Москву». Это история о том, как я стал ректором. Я говорю: «Зачем?» - «Будут назначать ректором».
91-ый год, осень, бабье лето. Я – отец-одиночка, маленький сын, я уделял ему тогда массу времени. И здесь в Университете, тогда это была Высшая профсоюзная школа культуры, работало 400 человек. А я ушел в отпуск по завершению докторской, у меня была маленькая частная фирма, и мы все в этой частной фирме, нас было 9 штатных работников, зарабатывали в месяц примерно, как 400 человек в Высшей профсоюзной школе культуры. То есть денег было, как писал классик: «Грузите апельсины бочками». Понимаете, деньги есть, свободное время есть, только что поиграл в футбол со своим ребенком, - счастье! И тут мне говорят: «Работай ректором». Я говорю: «Боже мой, я должен прийти ректором, вот тут 400 человек, у этих людей нет зарплаты. Я работал на себя, теперь я должен на весь коллектив работать, чтобы у них деньги были». Я говорю: «Зачем мне это надо?».
Профессор Триодин меня убеждает стать ректором, но не может убедить. Говорю: «Не поеду я в вашу Москву». И тут он находит аргумент, который разит наповал. Он говорит: «Александр Сергеевич, перед вами такие новые возможности будут». Я думаю: деньги есть, время есть, здоровье, молодость, все. Какие еще возможности? Он говорит: «У вас будет такой круг общения, Александр Сергеевич, который вы себе никак иначе не сможете позволить, если не станете ректором. Вы будете общаться с самыми интересными людьми в стране, самыми крупными личностями». Я как-то засомневался, но подумал, а вдруг это так и случится? И вы знаете, согласился, поехал, назначили ректором.
У нас несколько месяцев были сложности, потом мы вместе все наладили, пошли деньги, стали людям платить зарплату. Университет представлял из себя коробку, не принятую пожарными. Не было там кресел в театральном зале. Были пустые недостроенные учебные аудитории. Не было полов в спортзале. Мы заработали деньги, мы все это сделали. Но главное, конечно, для меня было – общение с людьми. И с теми, кто в вузе работал, с моими учителями, с моими товарищами, кто встречал меня еще как молодого преподавателя. Я ведь здесь делал первые шаги. И вот я лично знаком со всеми людьми, чьи скульптурные портреты установлены на этой Аллее. Я с ними со всеми дружил, они все приходили к нам в Университет. Они оказали важную поддержку становлению вуза, который мало кому был известен.
Мы были закрытым вузом в профсоюзной системе. В год принимали 120 человек из разных регионов России по направлению профсоюзов и
30 человек из-за рубежа. И мы этот небольшой вуз стали поднимать с помощью этих людей.
Первым из Почетных докторов на этой Аллее стоит бюст Дмитрия Сергеевича Лихачева. Дмитрий Сергеевич посмотрел на обстановку, которая была в вузе, и сказал замечательные слова: «Многие вузы знамениты своим прошлым, а этот университет знаменит своим будущим». Он сказал это про нас где-то в 1993-м – 1994-м году.
Выдающиеся люди приходили в СПбГУП и оказывали нам поддержку. И одним из них был Андрей Петров – человек невероятного таланта. Я счастлив, что с ним познакомился. Когда я учился в старших классах, смотрел «Кинопанорамы» с Эльдаром Рязановым, но никогда не думал, что лично буду с ним дружить. И так далее. Это было огромное счастье с ними со всеми встретиться.
Сейчас мы возложим цветы, сегодня день рождения Андрея Павловича Петрова. Обычно после его ухода из жизни каждый раз
2-го сентября мы даем здесь концерты его музыки в нашем Большом театральном зале. Этот зал назван его именем. Очень хочу, чтобы все наши сотрудники, все наши студенты, когда идут по этой Аллее, вспоминали о наших Почетных докторах. Эти люди – наши люди. Их имена – это история России, это история мировой науки, мировой культуры, образования, это личности всемирного масштаба, и все они вложили частичку себя в наш Университет. Давайте возложим цветы. Спасибо!».
Своими воспоминаниями поделилась и первый проректор Л.А. Пасешникова:
«Я знала Андрея Павловича. Мне выпала большая честь. Я, конечно, давно работаю в Университете и Андрей Павлович действительно бывал со студентами, встречался. И для меня было всегда очень важным отметить, что Андрей Павлович настолько был неравнодушный человек. Если он встречался со студентами, это было не для «галочки», не формально, а было видно, что он часть души оставлял. Он оставлял свою занятость из-за того, чтобы принести эту душу в Университет.
Я запомнила, как проходило мероприятие в честь 1 сентября, в канун. У нас Почетные доктора иногда встречаются накануне 1 сентября, общаются. И почему-то мне врезалось в память (это было, наверное, за два года до ухода Андрея Павловича из жизни, такого все-таки скоропалительного), как шутили между собой наши два Почетных профессора, профессор Темирканов и профессор Андрей Павлович Петров. Они казались, несмотря на свой статус, возраст и так далее, такими молодыми, потому что Андрей Павлович вдруг так хитро сощурился и напел какую-то мелодию. Причем так напел и толкнул буквально Темирканова, и говорит: «Ты помнишь, с какой ноты начинается – не помню сейчас – сюита или симфония такая-то?». Тот его толкнул и говорит: «Конечно, помню». И они стали друг другу: си-бемоль, еще что-то. И это было так неформально и живо, как-то так по-человечески. И мне это очень врезалось в память. У меня есть фотография с Андреем Павловичем, на память, и я навсегда в сердце сохраню. А вообще, я большой поклонник музыки Андрея Павловича. Она такая светлая, такая жизнеутверждающая, такая ни на кого не похожая. С такой музыкой хочется жить. Поэтому замечательно, что мы сегодня, да и всегда вспоминаем Андрея Павловича.»
В завершение мероприятия А.С. Запесоцкий произнес:
«Я хочу всех поблагодарить, кто принял участие в этой церемонии, и в завершение сказать несколько слов.
Как-то после большого перерыва к нам приехал Владимир Владимирович Путин. И вот мы с ним идем по университету. Дошли до одного места, и он говорит: «А кто это придумал?», дошли до другого, а он говорит: «А кто это все придумал?». А я отшучиваюсь, он смеется. Говорю: «Владимир Владимирович, один из композиторов сказал, что композиторы сами не придумывают музыку, музыку придумывает народ. А композитор только должен ее услышать и положить на ноты. Вот здесь это все тоже придумывал народ, а ректор все подслушал и воплотил».
Так вот, вы, когда сегодня придете вечером домой из Университета, войдите в Интернет, послушайте несколько мелодий Андрея Петрова. Композитор, наверное, действительно подхватывает мелодии из дыхания жизни, из эпохи. Он ощущает жизнь, и жизнь помогает мелодиям рождаться. Но самое интересное – композитор возвращает народу эти мелодии. Потом они живут в душе многих поколений.
Послушайте музыку Петрова, и вы поймете, что ею пронизано все лучшее, что у нас случалось в жизни. Эта музыка с нами, и мы ему должны быть благодарны. И за то, что он дружил с нашим университетом, и за то, что он сделал в искусстве. Спасибо, до новых встреч».