Олег Валерианович Басилашвили – советский и российский актер театра и кино, ведущий артист Академического Большого драматического театра им. Г.А. Товстоногова с 1959 года. За 65 лет работы сыграл более пятидесяти ролей. В настоящее время занят в спектаклях «Лето одного города» по пьесе Э. Томпсона «На Золотом озере», «Палачи» Мартина МакДонаха, «Дядюшкин сон» Ф.М. Достоевского.
Творческий путь Олега Валериановича начался в 1950 году с поступления в знаменитую Школу-студию Московского художественного академического театра на курс Павла Массальского. В 1956 году он был распределен в Сталинградский театр, однако столкнувшись с нацеленностью руководства театра на штампы и ремесло, отказался от работы в нем. С 1957 г. Олег Басилашвили – артист Ленинградского театра им. Ленинского комсомола (ныне – Балтийский дом).
Большое влияние на судьбу Олега Валериановича оказал Георгий Александрович Товстоногов. В 1959 году Олег Басилашвили и его жена Татьяна Доронина приглашены в Большой драматический театр. Первая роль великого артиста в нем – изобретатель Гоша в пьесе «Чудесный сплав» В. Киршона. Далее были роли слабохарактерного ученого, обезличенного мещанским влиянием жены, в пьесе «В поисках радости» В. Розова и Обломова в пьесе «Обломов» И. Гончарова, А. Прозорова в спектакле «Три сестры» и И. Войницкого в спектакле «Дядя Ваня» по пьесам А. П. Чехова. Особым блеском отличается его комедийное дарование. Вершиной мастерства Олега Валериановича стали такие роли, как Хлестаков в гоголевском «Ревизоре», Джингль в «Пиквикском клубе» по Ч. Диккенсу, Лыняев и Мамаев в комедиях А. Островского «Волки и овцы» и «На всякого мудреца довольно простоты».
В кино Олег Басилашвили дебютировал в 1956 году в фильме по повести Антона Чехова «Невеста». На счету у актера множество разнохарактерных ролей. Он снимался у Михаила Швейцера, Семена Арановича, Карена Шахназарова и др. Наибольший успех сопутствовал Басилашвили в фильмах Эльдара Рязанова и Георгия Данелия. Его герой, как правило, сложный интеллигентный человек, во всех ипостасях своего проявления. Киногерою нередко свойствен конформизм, проявляется ли это качество в деловитой хватке, как у преуспевающего Самохвалова из кинофильма Эльдара Рязанова «Служебный роман», или это соглашательство используемого всеми доброго, растасканного по мелочам чужой требовательной волей Бузыкина из фильма Георгия Данелии «Осенний марафон». В 1980–1990-е годы список блестящих ролей продолжился кинофильмами Эльдара Рязанова «Вокзал для двоих», «Предсказание» и «Небеса обетованные» с новыми героями, благородными романтиками с большой бескорыстной душой, слишком чистыми для нового прагматического времени. Всего фильмография великого артиста насчитывает 171 работу.
Олег Валерианович Басилашвили – один из самых известных и популярных артистов страны, Почетный доктор Университета с 2010 года.
Об Олеге Валериановиче Басилашвили
В 2008 году в серии «Дискуссионный клуб Университета» выпущен сборник «Театр и время». В 2014 году в серии «В гостях у студентов» вышла брошюра «Олег Басилашвили. Размышления о России, культуре, театре».
Олег Басилашвили «Размышления о России, культуре, театре»
На протяжении многих лет Олег Валерианович – желанный гость Университета. В декабре 2016 года в читальном зале Научной библиотеки им. Д.А. Гранина состоялась очередная встреча Олега Валериановича со студентами Университета. Ответы артиста на вопросы студентов опубликованы на сайте СПбГУП.
Ответы Олега Басилашвили на вопросы студентов СПбГУП (26.12.16)
В феврале 2019 года в Театрально-концертном зале им. А.П. Петрова прошла встреча Олега Басилашвили со студентами СПбГУП, посвященная современному театру. «Литературная газета» опубликовала ключевые фрагменты разговора.