Весенний семестр 2020 года стал нелегким испытанием для студентов Университета. Внезапный переход на дистанционное обучение потребовал полной мобилизации и недюжинной силы воли, особенно от студентов факультета искусств. Обучение по творческим специальностям строится на постоянном и непосредственном контакте студента и преподавателя. Будущим звездам кино, театра, мультимедиа нужна особая, мотивирующая к дальнейшему развитию эмоциональная атмосфера сотворчества, возникающая на «живых» занятиях. И два месяца «дистанта» доказали: организовать по-настоящему полноценный творческий диалог в Зуме или Дискорде невозможно.
Личное общение в сценических и творческих профессиях важно, как воздух. Оно позволяет выразить и выплеснуть эмоции, формирует особую обстановку, в которой рождаются и воплощаются самые разные идеи, мотивирует развиваться и двигаться вперед.
Ирина Бережнюк, 4-й курс, кафедра искусствоведения, факультет искусств
Из-за отсутствия реального контакта с педагогом я испытала большой дискомфорт. Я коммуникабельный человек. Необходим реальный контакт не только с преподавателями, но и с одногруппниками. Из-за этого на дистанционном обучении творческие задания потеряли большую часть смысла. Раньше любая творческая задача становилось поводом к интересным дискуссиям преподавателей и группы, из которых каждый выносил что-то важное.
Лев Шкуркин, 1-й курс, кафедра звукорежиссуры, факультет искусств
Трудно было заставлять себя заниматься. Когда мы ходим на пары, преподаватель увлекает своим предметом, интересно слушать, принимать участие в лекциях, семинарах. Просыпаясь утром дома, всегда есть соблазн заняться чем-то другим, не потому что неинтересно учиться, а потому что онлайн обучение точно нельзя сравнить с оффлайн обучением.
Надежда Романова, 2-й курс, кафедра актерского искусства, факультет искусств
Отношение к дистанционному обучению больше негативное, чем позитивное. Учебный процесс — это живой диалог между преподавателем и студентом, который в таком формате полноценно нереализуем. «Дистанционка» имеет мало смысла для творческих специальностей в силу нюансов и особенностей наших профессий. В теории такое обучение возможно, но оно никогда не заменит реальный, живой учебный процесс.
Студенты творческих специальностей чувствовали себя вырванными из привычной университетской среды. В более щадящем положении оказались студенты старших курсов, у которых меньше дисциплин в сетке расписания и больше жизненного опыта.
Павел Шалаев, 5-й курс, кафедра мультимедиа, факультет искусств
Моему курсу повезло, мы в тот момент занимались дипломами и работали на практиках. На «удаленке» это превратилось в задания и сроки, мне было несложно. Тем более что график работы я составлял сам. Честно говоря, как справлялись остальные курсы, мне сложно представить.
Кирилл Терновский, 2-й курс, кафедра звукорежиссуры, факультет искусств
Резкая смена обстановки, отказ от привычных методов обучения, возвращение в родной город, в моём случае на другом конце страны - всё это оказалось проблемой. А процесс адаптации к новому формату учёбы потребовал времени и усилий.
Ксения Захарова, 3-й курс, кафедра мультимедиа, факультет искусств
Ощущения были смешанные, как будто снова оказался на первом курсе и ничего не знаешь, не понимаешь, а спрашивать как-то неловко. Появилось напряжение. К счастью, этот период достаточно быстро закончился, но в тот момент казалось, что если хоть на минуту отойдешь от компьютера, если пропустишь хоть крупицу информации, то провалишь всю учёбу.
Надежда Романова, 2-й курс, кафедра актерского искусства, факультет искусств
Все это было неожиданно и представлялось мало вероятным, так как творческие предметы предполагают режим life, а не online. И переживаний было больше именно из-за них. Было негодование, растерянность и адаптация к новому методу работы. Справилась быстро, но пришлось привыкать к съемке видео, записям аудио и увеличить контроль над собой, чтобы не потерять ни речевую, ни физическую форму.
Мало просто выполнить задание преподавателя – это нужно сделать качественно. Но если в обычном режиме для исправления недочетов достаточно пары замечаний от учителя, то в удаленном режиме на это уходили часы и дни.
Кирилл Терновский, 2-й курс, кафедра звукорежиссуры, факультет искусств
Времени и сил на освоение учебного материала требуется значительно больше, поскольку занятие с преподавателем вживую никакое дистанционное обучение не заменит. Конечно, мы все в той или иной мере испытывали трудности в освоении программы, однако смогли все сделать. Но чтобы хорошо подготовиться к сессии, усилий пришлось приложить больше.
Павел Шалаев, 5-й курс, кафедра мультимедиа, факультет искусств
Онлайн получить быструю и понятно реакцию на выполненное задание намного сложнее. Поэтому времени в итоге уходит больше, чем в обычных условиях.
И хотя студенты факультета искусств преодолели трудности дистанта, дальше учиться только в таком формате они не хотят.
Ирина Бережнюк, 4-й курс, кафедра искусствоведения, факультет искусств
Все должно быть сбалансировано. Я думаю, в балансе реальной и виртуальной активности - ключ к успеху.
Виктория Максимова, кафедра искусствоведения, факультет искусств, 1-й курс
К перспективе полного перехода на дистанционное обучение отношусь отрицательно, так как обучение в режиме оффлайн эффективнее. На своём опыте могу сказать, что времени на дистанционное обучение уходит больше, а знаний приходит меньше.