Борис Дмитриевич Парыгин – выдающийся российский философ и психолог, доктор философских наук, профессор, Заслуженный деятель науки Российской Федерации, основоположник школы научной социальной психологии в России. В Санкт-Петербургском Гуманитарном университете профсоюзов профессор работал с 1992 до ухода из жизни. Здесь он основал и возглавил кафедру социальной психологии, под его руководством были созданы и внедрены новейшие исследовательские и учебно-методические разработки.
О профессоре СПбГУП Б.Д. Парыгине (1930-2012)
Мероприятие посвящено сохранению и развитию научного наследия профессора Б.Д. Парыгина, обмену научно-практическим опытом в области социальной психологии и социальной работы и проводится кафедрой социальной психологии СПбГУП уже 17 лет. В этом году в нем приняли участие ученые, преподаватели и специалисты-практики из Москвы, Санкт-Петербурга, регионов России, из Нидерландов, Канады, США, Болгарии, Финляндии, Эстонии, Беларуси, Казахстана, Узбекистана, а также преподаватели и студенты СПбГУП.
На пленарном заседании собравшиеся обсудили актуальные тенденции развития социальной психологии и социальной работы, направление их интеграции, роль Б.Д. Парыгина в возрождении социальной психологии в СССР, перспективы применения теории и опыта социально-психологических тренингов Б.Д. Парыгина в системе пробации в России, возможности и организационные изменения сквозь призму последствий COVID-19, социально-культурный стресс как синдром современного общества, лидерство как фактор консолидации социального капитала организации, современный эклектичный подход в социальной работе, цифровые зависимости и психологическое неблагополучие учащихся и др.
Работа продолжилась на секционных заседаниях. В рамках секции «Социальная психология как методологическая основа человекознания» участники говорили о социально-психологическом тренинге как способе профилактики конфликтов в трудовом коллективе, социально-культурных практиках воспитания в детских садах и различиях российского и финского подходов, системном подходе к формированию социально значимых свойств личности, соотношении психологического и профессионального благополучия взрослых, связи зависимости от смартфона с нарциссизмом, психологических методах социализации и профессионального самоопределения обучающихся в школе и вузе.
Выступающие на секции «Теоретические концепции и идеи социальной психологии как фундаментальная основа развития социальной работы» рассмотрели вопросы организации групповых форм работы с детьми и семьями группы риска, социальной работы с людьми, страдающими деменцией, и их родственниками, инновационных технологий в социальном обслуживании старшего поколения, практики оказания дистанционных услуг социальной реабилитации в условиях пандемии, профилактике саморазрушающего и суицидального поведения у подростков, информатизации социального обслуживания населения в условиях распространения коронавирусной инфекции, взаимодействия государственных учреждений социального обслуживания населения с некоммерческими организациями в решении социально-психологических проблем, творческого потенциала руководителя как ресурса развития профессионального коллектива социальной организации.
К началу работы конференции издательством СПбГУП выпущен сборник материалов.