Д.Н. Катышева. Моноспектакль: историко-культурные истоки и предпосылки современного формирования.
Автор анализирует традиции и востребованность моноспектакля в современном историко-культурном контексте – теме, мало изученной в искусствоведении. Однако театр одного актера начинает активно участвовать в репертуарах современного драматического, литературно-поэтического театрального сообщества наших дней. Историческая роль русской литературы, формировавшая культурный код, утверждавшая традиционные духовно-нравственные ценности, обусловила формирование такого самобытного явления в России, как литературная эстрада. Исследуется деятельность Чтений русских поэтов перед публикой (1843 г.), организованными великим актером М. Щепкиным в содружестве с Н. Гоголем, ведущими актерами Малого театра.
Дженни Николаевна Катышева – Заслуженный деятель искусств России, крупный специалист в области теории и истории искусства. Ее педагогическая и творческая биография неразрывно связана с Университетом. Она работает в СПбГУП с 1957 года, со времен ВПШК, пройдя путь от лаборанта кафедры искусствоведения до ведущего профессора кафедры режиссуры и актерского искусства. Научные труды Дженни Николаевны, посвященные театру, хореографии и кинематографу, являются образцами научных искусствоведческих работ, закладывающих основы для нового осмысления художественной культуры. Среди них: «Литературный монтаж», «Литературный театр», «Театр поэта», «Вопросы теории драмы: действие, композиция, жанр», «Литература и сцена», «Из истории европейского авангарда в театре и кино ХХ века», «Рудольф Нуреев», «Петербургские сезоны» и др.
Биография Д.Н. Катышевой – достойный пример служения избранному делу. Являясь ведущим преподавателем дисциплин «Теория драмы», «Теория и история хореографического искусства», «Сценическая речь и художественное слово», «История зарубежного театра», Д.Н. Катышева воспитала и подготовила не одно поколение профессионалов, которые успешно работают в ведущих театрах Санкт-Петербурга и других городов России, в кино, на телевидении, в художественной критике.
В качестве режиссера-постановщика Дженни Николаевна поставила более сотни литературно-сценических композиций (моноспектаклей, поэтических программ, литературных вечеров) на театрально-концертных площадках Ленинграда–Петербурга. Д.Н. Катышева выступает как тонкий и знающий художественный критик на страницах ленинградских–петербургских периодических изданий. Ее занятия пользуются огромным интересом у студентов и коллег.
Справка:
Журнал «Культурный код» издается Пермским государственным институтом культуры. Публикует статьи по следующим направлениям: теория и история культуры (культурология), искусствознание, исторические науки и археология. Включен в перечень рецензируемых научных изданий ВАК.